Этой идеей были пронизаны все выступления участников краевой ведомственной конференции «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей в деятельности медицинских организаций Пермского края», состоявшейся в Пермской краевой детской клинической больнице
П.В.Миков и Э.Л.Толкунова
Со всех районов и городов края съехались врачи-педиатры, чтобы послушать выступления ведущих специалистов края по этой острой проблеме.
Список выступавших авторитетен и внушителен: О. Ю. Дугина – начальник отдела по организации медицинской помощи детскому населению и родовспоможения Министерства здравоохранения Пермского края», О. Б. Бахматова – консультант того же отдела; прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Н. С. Романова, главный детский и подростковый психиатр Пермского края Т. И. Чудинова и другие ведущие специалисты со стороны медицинских и общественных организаций края. Вел конференцию и выступил с докладом «Международно-правовые стандарты защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия» уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Владимирович Миков.
В ходе выступлений было отмечено, что ситуация с проблемами жесткого обращения с детьми и насилия над ними требует принятия кардинальных мер к обеспечению доступности и необходимого качества медицинских, социальных, психологических, педагогических и других услуг для детей и семей с несовершеннолетними детьми. Чтобы пострадавшие дети в любом состоянии здоровья освободились от страха и унижения, требуется комплексная и профессиональная их реабилитация на основе взаимодействия различных служб. Большая роль в этом принадлежит также социально ориентированным НКО в предоставлении помощи и работе с несовершеннолетними детьми.
Организаторами конференции выступили: уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае, Министерство здравоохранения края, коллектив ГБУЗ ПК детской клинической больницы, энтузиаст своего дела, неравнодушный и чуткий человек – завотделением медицинской профилактики Э. Л. Толкунова. Ею был подготовлен выразительный стенд с убедительными материалами, обращенными к родителям детей.
Были также подготовлены и выпущены пермской региональной общественной организацией «Центр развития гражданской активности и формирования социальной безопасности «Прав-ДА-вместе» при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края буклеты-памятки для родителей: «Прививка от насилия» — по противодействию жестокому обращению с детьми в Пермском крае», «Ребенок попал в беду», «Безопасность детей – в руках взрослых», «Правила проведения беседы с ребенком, пережившим насилие», «Правила безопасной жизни для взрослых детей» (сайт: http://vk.com/pravdavmeste)
Подобные памятки необходимы, как азбука, для широкого знакомства с ними, начиная с детских садов, школы, семьи. Да и старшеклассникам небесполезно познакомиться с целью информации и предупреждения неприятностей и жизненных осложнений.
Атмосфера окружающей доброты –основа изменения семейного климата
(Из выступления на конференции)
Климат, как известно, первейшее условие для жизни и роста всего живого.
Начну с примера. В редакцию газеты «Здравствуй!» после каждой социальной рекламы на Центральном телевидении (которая еще была возможна в начале 90-х) о выходе в свет новой книги в редакционно-издательском центре «Здравствуй» из серии «В семье больной ребенок», посвященной проблемам детского церебрального паралича, потоком шли из разных уголков России заявки на эту книгу и письма-исповеди. В одном из них мать сообщала, что вынуждена гулять со своим мальчиком только поздно вечером, чтобы не ощущать косые взгляды. Между прочим, каждый наш сборник начинался статьей врача-психотерапевта, который, как бы взмахивая дирижерской палочкой, показывал, в каком ключе читать партитуру адресного сборника. Разумеется, мы отослали книгу маме.
Прошло какое-то внушительное время, и мы получили от нее письмо. Как же ее настроение отличалось от прежнего! «Теперь я почувствовала себя в некоем роде героиней. Я вижу в своем мальчике, помимо смысла своей жизни, вечного экзаменатора моей силы, надежности на то, что я просто Человек. Словно распрямилась. Стала чаще улыбаться.»
Начала же я этот разговор вот почему. Эта книга могла бы иметь больший тираж, могла бы помочь многим страждущим повернуться к полноценной оценке самих себя, увидеть в себе не жертву судьбы, а спасителя и созидателя. Наконец, преисполниться верой и благодарностью к врачам и специалистам, вышедшим к ним навстречу. Но… врачи не доносят информацию (или ничего не знают?), мы не можем профинансировать рекламу. Каждый продолжает автономное существование, от которого никому не легче. Можно, разумеется, оправдаться по-разному, но итог один – среда не может помочь семье, в которой растет ребенок-инвалид. Родители же, не ощущая поддержки, находятся в неведении: на что и на кого рассчитывать, что делать?!
Между тем что-то все-таки делается. И немало! Есть внушительные подвижки в плане реабилитации. В разных направлениях, в частности – в гидрореабилитации. Благодаря энтузиастам, подвижникам тренерам-реабилитологам бассейна при гимназии № 2 Константину Дылдину и Наталье Киселевой, под патронажем вдохновителя, директора краевого центра реабилитации профессора В. А. Бронникова.
Собственно, о детях, их самореализации, выходе в параспортивное направление, обо всем этом дается информация в специализированном краевом издании – газете «Здравствуй!». Замечу, что эту газету получает очень мало людей. К сожалению. А ведь в ней немало примеров, ответов на юридические вопросы. Она – поддержка, подсказка выхода, психологический настрой, как считают наши читатели-инвалиды. Да и недорогая газета – всего 90 рублей на полгода. Кстати, нелишне и самим докторам быть в курсе вопросов, которыми озадачены инвалиды, дети и их родители, как разрешаются на деле их проблемы. Данная информация пойдет только на пользу.
Если говорить о той среде, в которой проходит жизнь ребенка, то она органично войдет в его дальнейшую судьбу. Она формирует его позицию, его настрой. Говорю об этом, со всей полнотой понимая суть и роль многих моментов. Несмотря на испытываемую мною физическую боль в детские годы, вспоминаю обходы по утрам зав. отделением в Свердловском институте восстановительной хирургии и травматологии, где я тогда оперировалась. У профессора карманы халата всегда оттопыривались… от конфет. Георгий Иванович, подходя к каждому из нас, находил ласковые слова: «Мой зайка», «Мое солнышко» и т. п. Погладив по голове, взяв ребенка за ручку, обязательно вытаскивал конфету, которых у нас было тогда так мало. Или взять новогодние и другие праздники. Кровати в палате были старые, без колесиков, дети в основном лежачие. Но все равно выносили кровати из всех палат и расставляли вдоль стен. Начинался большой концерт, в котором выступали все: и ходячие, и лежачие. Музыкант с аккордеоном подсаживался к солисту на кровать или разворачивал меха посреди длинного коридора. Среди операций, многомесячной изоляции от родных, друзей все становилось событием. Тогда мы воспринимали происходящее, как данность. Лишь позже определилось, откуда в нас возник позитивный настрой и вера в себя – в нас верили и нас любили доктора.
Неразрывна цепочка, состоящая из многочисленных звеньев: дом – семья – врачи – школа – вуз – овладение профессией – реализация себя в деле, создание семьи и т. д. и т. п. Но все начинается с детства. Потому-то на врачей и вообще медиков разного ранга накладывается высокая миссия. Ребенок каким-то внутренним чутьем понимает истинную цену доброты – искренняя она или просто маска.
Может, время у нас сейчас не то, и условия существенно изменились, но все-таки считаю, что понятия сострадание, участие, доброта не девальвировались. И подход к пациенту, как к задаче со многими неизвестными, является продуктивным и предпочтительным не только с медицинской точки зрения, но и с общечеловеческой. Потому что природа, организм человека могут творить поистине чудеса. Но не без помощи. Ситуация напоминает частокол вокруг сломанного деревца, чтобы оно совсем не сникло, – тогда деревце-таки выравнивается. Аналогично и с человеком.
…Примеры многих судеб в нашем газетном издании привлекают внимание. Казалось бы, ничего позитивного не предсказывало состояние маленького Толи Касьянова. Для сторонних, на руках мамы, со спастикой и гримасами на личике, он производил впечатление очень больного, неадекватного ребенка. Но не для мамы. Учился в обычной школе – возили на коляске, закончил пединститут, аспирантуру, защитился (и все это с речевыми проблемами!). Разрабатывал и писал тексты лекций, по которым аспиранты вели занятия, начал писать роман. Лишь нелепая случайность – сепсис – в 33 года увела его из жизни. Толя был автором «Здравствуй!» И все вложенные старания, всю веру родителей оправдал с лихвой.
Или Саша Легостаев – не говорит, не ходит. Но каким же светлым человеком он стал! Ко всему еще мастером спорта по шахматам и чемпионом мира по бочча. С ним много городов и стран объехал его отец, а когда тот не мог, подключался дед. Теплота, внимание, поддержка сделали свое дело – не разрушилась семья, вкладывали все, что только было возможно, – и вот вам результат! Так что все, что вложили, возвратилось сторицей. Родители же выдерживают экзамен, их крест судьбы не придавливает, потому что нести его помогаете вы – все те, кто по сути сотворяет чудо. И рукотворное, и душевное. Я уже не говорю о профессиональной стороне, она – непреложное условие.
Как вывод из всего вышесказанного следует простое и непреложное: опираясь на мудрость и гуманность, из источника своих собственных душевных качеств находить самые нужные и бесценные слова поддержки, внимание и веру в ребенка и в родителей. Не дать погрузиться им в депрессию от неверия и непробиваемости чиновничьих препонов. К сожалению, очень часто, в медицинских ситуациях. И при неудобных, с точки зрения коммуникации, ситуациях всегда находить выход из кажущихся тупиков.
Галина ДУБНИКОВА
Детская мечта
«На уроке мы рисовали рисунки на тему «Моя мечта». Все рисовали компьютеры, современные телефоны. А мне этого не надо было.
Я рисовал то, о чем давно мечтал. Это была семья, просто семья, в которой я был бы счастлив, в которой меня бы не били и не обзывали, а любили и играли со мной. Когда ребята показывали рисунки у доски и рассказывали о своих мечтах, я их не слушал, мне было неинтересно, я думал только о своей мечте. Пришла моя очередь рассказывать о своей мечте и показать рисунок. Когда я показал рисунок, все смеялись и тыкали в меня пальцем, говоря: «Смотри, что этот идиот хочет!». Я заплакал и тихо говорил им: «Не смейтесь. Ведь что плохого в том, что я хочу такую же счастливую семью, как у вас всех». Я убежал… Я бежал сам, не знаю куда, лишь бы подальше от этих злых детей. Я плакал, я не знал, куда идти. В школу? Где все смеются! Домой? Где меня бьют и не любят. Настала ночь, я устал, мне хотелось лечь, я зашел за гаражи, положил портфель на землю и прилег. Свой рисунок я зажал в руках так крепко, как любил своих родителей. Лежал и плакал…»
Ребенок – это целый мир. Что мы знаем о нем? Что происходит с растущим человеком? Что его тревожит? От чего требуется уберечь, предупредить, защитить, чтобы не произошло непоправимое? Тем более, если ребенок-инвалид, который не может сформулировать свою беду.