Ожидая отправки поезда на перроне Ярославского вокзала, переключила внимание на группу людей. Они довольно быстро и уверенно двигались к вагону. Впереди шла сотрудница железной дороги, за ней катилась тележка с багажом, за которой еле поспевала женщина с ребёнком. К моему удивлению, их сразу запустили в вагон. Занесли вещи. Всё происходило доброжелательно, отлаженно.
Оказались в одном купе с этой женщиной. Она с ребенком возвращалась с лечения. Такой услугой пользуются впервые. От неё узнала и увидела в действии программу. Во время следования проводницы периодически заглядывали, спрашивали, нужна ли помощь. Часа за два до их станции они подтвердили встречу. На их станции сразу встретили в вагоне и сопровождали до машины. Меня все это очень заинтересовало. Проводница провела для меня небольшую экскурсию.
Вход в вагон оборудован подъемником, с помощью которого посадка пассажира в кресле-коляске может быть осуществлена как с высокой, так и с низкой платформы. Двухместное купе шире стандартного. Оно оснащено специальными вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение. Увеличенная ширина дверных проемов и коридора позволяет пассажиру свободно передвигаться. Для перемещения маломобильных пассажиров в пределах вагона предлагается кресло-коляска «Старт». Низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет вызвать проводника. Туалетная комната больше, чем в обычных вагонах. В ней установлены дополнительные поручни, а также световое и звуковое табло для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.
Находясь в штабном вагоне, воспользовалась возможностью пообщаться с начальником поезда. Она любезно согласилась, рассказала и показала документы.
Компания «Российские железные дороги» предлагает комфортные условия проезда в поездах дальнего следования для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. В 2015 году вступил в силу новый «Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа лиц с ограниченными возможностями пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования». Курсируют 534 вагона со специальными купе (в том числе 14 двухэтажных вагонов), в которых предусмотрено все, чтобы облегчить путешествие людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах принимаются «Центром содействия мобильности ОАО «РЖД» по телефону 8-800-510-11-11 за 3 суток, но не менее чем за 24 часа до момента оказания услуг. До отправления поезда продажа билетов на указанные места производится инвалидам всех категорий.
Пассажирам, следующим в (из) лечебные учреждения, по медицинским показаниям требуется исключение контактов с возможными носителями инфекционных заболеваний при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и любого из следующих документов: удостоверение инвалида; справка ВТЭК; справка МСЭ; ИПР; документ лечебного учреждения.
При отсутствии в поезде вагона со специализированными местами, оборудованными для проезда инвалидов, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке пассажира (рассматривается индивидуально, исходя из технических возможностей). Заявки рекомендуется подавать до начала продажи билетов на поезд за 60 суток. Поданные после начала продажи билетов, в том числе если места в указанное купе уже реализованы, также рассматриваются, однако в этом случае возможности принятия положительного решения существенно ограничены.
Сроки рассмотрения таких заявок: не более 5 рабочих дней в случае подачи до открытия продажи билетов; не более 10 рабочих дней в период продажи билетов.
Услуги, оказываемые на вокзале при оформлении заявки:
организация встречи маломобильного пассажира на территории вокзального комплекса; сопровождение пассажира от и до транспортного средства по территории вокзального комплекса, к его основным зонам (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункты и иные санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания; пассажирские платформы);
оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т.д.);
предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства;
оказание содействия при перемещении багажа;
оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.
В целях улучшения качества обслуживания пассажиров с 1 января 2016 г. предоставление письменной справки о стоимости проезда и маршрутах железнодорожным транспортом инвалидам и сопровождающим их лицам осуществляется без взимания платы при предъявлении соответствующих документов.
Оксана ПОПОВА
Центр содействия мобильности
ОАО «РЖД» пассажирам с ограниченными
физическими возможностями