Как дети с синдромом Дауна учат буквы, поговорки и читают стихи.
На начало урока у Андрея Захарова два ученика: Кузьма и Саша. Андрей разобрал историю с петушком, отработал пересказ. «Почему петушок упал в воду? Потому что лед был тонкий. Кто спас петушка? Петушка спас гусь». Саша кивнул за учителем, Андрей поправил очки.
В окно цокольного этажа помахал опоздавший ученик. Стук в дверь – и Лева уже снимает куртку. По обыкновению нарядный – держит марку – в голубой рубашке и красном галстуке-бабочке. Лева включился в работу, он сосредоточен и не отвлекается.
Кузьма ударил в барабан. Все в голос: «Кузя!!!» Саша повторил по слогам Бориса Заходера. «Молодец!» – похвалил ученика Андрей.
Каждый понедельник Андрей Захаров берет из домашней библиотеки – старой мебельной стенки – книги, складывает в портфель и садится на автобус Добрянка–Пермь. В Перми он ведет литературный кружок для детей с синдромом Дауна.
Урок начинается с чаепития. Ритуал с печеньем помогает настроиться на учебу. Для детей важно, чтобы что-то повторялось с постоянством. После чаепития родители убирают посуду и выходят в коридор. Андрей аккуратно ставит на край стола стопку книг. Ученики тут же берут себе по книжке. Занятия длятся час.
У Андрея Захарова тоже синдром Дауна. Речь дается с трудом, но говорит он на удивление чисто. Мама и учителя с детства прививали вкус к литературе: он много читал и пересказывал.
В библиотеке Захаровых почти все книги старейшего издательства «Детская литература», в плотных бумажных обложках с копеечными ценниками на титуле. Андрей читает прозу Антона Чехова, Редьярда Киплинга и много стихов Пушкина, Фета, Жуковского, Есенина. Понравившееся стихотворение переписывает в тетрадь, заучивает. «Старый букварь» Владислава Шаповалова Андрей знает наизусть. Любимую книгу подарила домашняя учительница Клара Михайловна Воронова.
На литературных занятиях Андрей читает с ребятами сказки Александра Пушкина, стихи Самуила Маршака, Сергея Есенина, разучивает скороговорки и считалки. Учит называть цвета и складывать в радугу. Играет в игры наподобие «Пол-нос-потолок» или «Камень-солнышко-заборчик-получается замочек». Отрабатывает навыки знакомства и рукопожатия. В тетради с учебным планом – частые повторы текстов, стихов, считалок и читалок.
На первом после Нового года занятии дети складывали радугу по цветам и собирали отдельно вырезанные слова в стих «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку…»
«Карх-тон-кха», «е-мо-дан», «карх-ти-на», «сакх-во-яш», – Лева воодушевлен успехами и ему хочется повторять снова и снова.
«Меня очень обрадовали на занятии Саша и Денис, когда они читали книжку «Сказка о глупом мышонке», – Андрей записывает достижения учеников. – Первые слова у них были «кошка» и «щука», и это было здорово».
– Когда Андрей приезжает с занятий, с порога начинает рассказывать о том, у кого что получилось, – говорит мама Нина Захарова. – Он никогда не рассказывает, что кто-то шумел. Его вдохновляют успехи, и он не жалуется на поведение. А дети хотят быть вместе, приходить и что-то новое узнавать.
Кузьма раскричался, ушел со своего места, но Андрей терпелив: «Кузьма у нас хочет присесть, так?» Дети на литературных уроках часто шалят, им сложно сосредоточиться долгое время на одном действии. Андрей переключается на того, кто готов работать, либо с чтения переходит на игру. Из терпения его не вывести.
«Лева, а покажешь нам букву «а»? – Правильно – Саша, а покажешь нам букву «бэ»? – Вот «бэ» – Правильно». И так до буквы «жэ» – прикатили на еже».
Уроки приводят к улучшению речи, навыков общения и ориентировании, замечают родители. Саша и Денис читают все вывески по пути, у Левы вырос словарный запас. Родители ожидают от детей, что они когда-нибудь смогут самостоятельно организовать свой быт, при необходимости отстоять права, устроиться на работу. Но для этого их нужно научить общению с другими людьми.
– Речь не камень преткновения, – говорит мама Левы Наталья Воронцова. – Для общения есть заменители, можно на планшете символы показывать, лишь бы было желание с кем-то общаться.
Андрею ребята доверяют, но для обучения альтернативным методам коммуникации нужны специалисты-волонтеры. Если бы кто-нибудь позанимался с Андреем, а он, в свою очередь, с нашими детьми, это была бы неоценимая помощь.
Будем надеться, что литературный кружок станет кругом.
Андрей Дербенев