Ясон везет в будущее

Лошади возвращают детей в мир, полный здоровья и радости

На лошади Ирина Тихая

По кругу небольшого манежа неторопливо шагает рыжий конь с пышным белым хвостом и гривой. Его ведет под уздцы коновод. На спине сидит пятилетний мальчик, который надевает пластиковые кольца на столбики игры «кольцеброс». Вскоре инструктор убирает игру, и мальчик ложится на коня спиной, глядя вверх.

Идет очередное занятие иппотерапией в одном из помещений Пермского ипподрома. Иппотерапия — метод реабилитации инвалидов посредством лечебной верховой езды, который практикует автономная некоммерческая организация «Луч надежды». Уже более пятнадцати лет организацией руководит Зинаида Алексеевна Кожевникова.   С каждым годом количество проходящих курс реабилитации увеличивался, в летний сезон сюда, на ипподром, приходят до ста человек в месяц.   

Основная база клуба – конюшни, лошади – находится в Ключах Суксунского района. В Перми, на территории ипподрома, организация арендует помещение для реализации проекта по реабилитации инвалидов, в основном детей, хотя обыкновенно курс иппотерапии в течение года проходят и несколько взрослых.

В организации шесть инструкторов, прошедших специальные курсы обучения. Елизавета Николаевна Ефремова, которая ведет сегодняшнее занятие, филолог с высшим образованием, прошла обучение на инструктора на курсах при Башкирском университете.

На занятия приходят дети с ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, задержками психомоторного развития, сколиозами.  Реабилитация методом иппотерапии  является особой формой лечебной физкультуры. А в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, подобранная по экстерьеру (ширина спины, эластичность шага, высота животного, устойчивость нервной системы) и прошедшая специальную дрессировку.

Инструктор следит, чтобы ребенок принял правильное положение на лошади. Если ребенок маленький, то инструктор тоже садится на лошадь.  Занятия могут начаться в возрасте 10 месяцев. Если ребенок постарше, то инструктор идет рядом и придерживает его.

Специалисты называют такие факторы, как тепловой эффект, реабилитацией методом иппотерапии, ведь температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека. Когда занятия проходят без седла, разогреваются мышцы конечностей, улучшается кровообращение, увеличивается развод конечностей. Кроме того, необычно положение для человека в седле – при этом отрабатываются вестибулярный аппарат, координация движений, шаговый рефлекс. Колебательные движения, идущие со спины лошади на пациента, заставляют его поочередно напрягать и расслаблять все группы мышц, как здоровые, так и пораженные болезнью.

Начинаются упражнения с гимнастической палочкой — мальчик держит её перед собой, делает повороты, заводит за голову, к лопаткам, чтобы выработать прямую осанку. Поворачивается назад, чтобы посмотреть «на хвостик», разрабатывая мышцы спины.

При малом разводе нижних конечностей практикуются упражнения на растяжку. Например, наклоны вперед, когда ребенок достает рукой носочки ног. А когда ложится на лошадь, глядя вверх, – это расслабление мышц  спины. «Кольцеброс» – на развитие моторики рук.

Особые требования при этом предъявляются к лошади.  Так, существуют ограничения в росте: от 140 до 150 сантимет­ров. При этом шаг коня должен быть мягким. Обычно это тяжеловозы или жеребые кобылы, отличающиеся спокойным нравом. Или мерины, как рыжий Ясон, который неторопливо ходит по кругу манежа.

– Разные заболевания предусматривают разные упражнения. Для одних занятия имеют исключительно общеукрепляющее значение – они влияют на развитие мышц спины, шеи, ног, – рассказывает Елизавета Николаевна. – При синдроме Дауна у детей наблюдается искривление шейных позвонков, поэтому наклоны делать нельзя, но можно  повороты. При этой болезни дети испытывают боязнь, поэтому первоначальной задачей является преодоление её в игровой форме. Чтобы ребенок  привык к инструктору, незнакомому человеку, который с ним занимается, затем к лошади. Необходимо дисциплинировать ребенка, привить ему элементарные приемы управления лошадью. Поэтому мы «обнимаем, гладим лошадку», учимся общаться с нею. При некоторых психических заболеваниях ребенок быстро возбуждается, в этом случае ему необходимы физические нагрузки, которые снимут лишнюю энергию. Колебания лошади успокаивают психику больных детей. Они становятся более спокойными и покладистыми. Если наоборот — ребенок чрезмерно вялый, то с помощью занятий он становится более активным, у него улучшается психоэмоциональный фон, он начинает лучше себя вести.

Занятия проходят два раза в неделю, лучше – три, чтобы была постоянная нагрузка на мышцы. Если ребенок маленький — 20 минут, постарше — 30, это минимум.

Бесплатно лечатся дети с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата. В минувшем году финансирование Министерства социального развития Пермского края обеспечило  реабилитацию методом иппотерапии в АНО «Луч надежды» около 160 детей-инвалидов. Комитет социальной защиты администрации Перми – 100 детей.  Каждый курс – по двадцать занятий, в основном в летний период. Бюджетное финансирование организация получает на конкурсной основе, участвуя в ежегодных тендерах правительства по оздоровлению детей-инвалидов. Перед новым годом завершился очередной такой проект. Следу­ющий начнется с марта.

– Сегодня бюджетных мест нет, такой сезон, что многие дети болеют, поэтому занимающихся меньше. Летом выезжаем бригадой в города края — Лысьву, Октябрьский, Суксун, где база организации. Нынче я сама ездила в Юсьву, где набрали 30 детишек в муниципальном реабилитационном центре для детей с ограниченными физическими возможностями, – продолжает рассказ Елизавета  Николаевна, – выездная бригада – два инструктора, два коновода, две лошади, которых везем с собой. Командировка – до 20 дней. На протяжении 4 лет, которые я здесь работаю, видела немало положительных результатов. Например, в клубе занималась девочка, у которой было заболевание ДЦП. Она ходила с поддержкой за руку. После прохождения курса 25 занятий реабилитации она начала передвигаться самостоятельно. Занимались детишки с задержкой речевого развития, которые позднее начинали говорить. Мама приезжала с мальчиком из другого города. У ребенка было нарушение опорно-двигательного аппарата, он не ходил и не разговаривал. За год они прошли два курса по двадцать занятий, летом и осенью. На следующий год приехали — мы мальчика не узнали.  Ему в тот момент было два с половиной года, и он по интеллекту уже опережал своих сверст­ников. Они ничем больше не занимались, поэтому мама не сомневалась, что это эффект иппотерапии. Они снова захотели заниматься у нас.

Или ещё пример. Ребенок-аутист замкнут в себе и неадекватно выражает свои эмоции. Небольших животных не воспринимает вообще. Занимаясь на лошади с опытным инструктором, ребенок-аутист расслабляется, освобождается от своих фобий. После занятий иппотерапии такие дети становятся более социализированными, заметно ускоряется развитие их интеллекта, легче даются контакты с людьми. Иппотерапия подготавливает ребенка к  дальнейшему педагогическому и лечебному воздействию. Чем раньше специалисты начинают работать с ребенком,  тем быстрее и эффективней получается. В практике был случай, когда на занятия взяли ребенка в возрасте 11 месяцев, с тяжелой формой ДЦП. Он не держал голову, не переворачивался и не сидел. После восьмого занятия по специальной программе пациент начал самостоятельно переворачиваться, затем пополз.

…Мальчик лежал на спине и смотрел в потолок манежа. Интересно, что он там видел? Может быть, это было золотое руно. Рыжий Ясон с пышным белым хвостом, предводитель аргонавтов, вез его в будущее, будем надеяться — здоровое и счастливое.

Юрий АСЛАНЬЯН

Инструктор Елизавета Николаевна Ефремова занимается с Сашей Грабовенко