Всё в этой жизни будет!


Структурное подразделение Пермского филиала ГОУ НПО № 32 (так теперь называется бывший профессиональный лицей № 25) находится в Кировском районе Перми. Огороженная территория, аккуратные кирпичные здания, неподалеку сосновый лес. Мы беседуем с руководителем подразделения Ольгой Викторовной Челноковой и преподавателями учреждения.

Дело в том, что ещё в 1995 году здесь было открыто отделение для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инициатором его создания был директор училища Валерий Михайлович Найденов. Ещё до того, как стать лицеем, учреждение было профессиональным училищем, которое готовило специалистов для химических производств: лаборантов, аппаратчиков химического анализа, аппаратчиков экологических установок, а также электромонтеров и слесарей КИП. Одна из преподавателей, участвующая в разговоре, Любовь Ефимовна Михайлова, сама выпускница училища. Когда открылись отделения для ОВЗ, появились новые профессии – портной, архивариус, бухгалтер и переплетчик. В учреждении предусмотрена только очная форма
обучения.

Один из главных плюсов отделения – интегрированное обучение ребят с ОВЗ. Первоначально принимали на первый курс порядка двадцати человек, которым давали только профессиональную подготовку. Какие-то профессии уходили, другие появлялись. Сегодня большой популярностью пользуется специальность повара-кондитера. Последний год обучают на мастера по обработке цифровой информации (бывший оператор ЭВМ).

Для поступления сюда надо иметь аттестат (основное общее среднее образование – 9 классов, либо среднее полное общее – 11 классов), справку об инвалидности и реабилитационную карту. Последние лет пять ежегодно на первый курс отделения набирается примерно 75 человек, на отделении ОВЗ учится от 105 до 120 человек. А всего в подразделении около 300 учащихся.

Как можно поступить сюда человеку с ограниченными возможностями здоровья? Для этого  надо выбрать профессию, которой он хотел бы обучаться, и пройти медосмотр в поликлинике по месту жительства. Медицинская комиссия, в которую обязательно должен входить психиатр, даст заключение, способен ли он обучаться данной профессии. Например, специальность электромонтера не может получить слабовидящий. Переплетчику нужны здоровые руки. А недавно не смогли принять девочку на архивариуса, когда выяснилось, что у неё аллергия на книжную пыль. Конечно, ограничения существуют по каждой профессии. Хотя обучаются ребята всех групп инвалидности. Учатся слабовидящие, слабослышащие и глухие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также имеющие заболевания внутренних органов. Преподаватели ездят по Пермскому краю с профориентационной работой и знают, кто и где проявил интерес к той или иной специальности, а потом не появился. Звонят, выясняют. Конечно, случается, когда врачи не допускают детей к обучению.

Учатся дети из Барды и Коми округа, из Березников и Частых. В общежитии живет порядка 110 человек, из которых более 70 – дети с ОВЗ, и не только из нашего края, есть из Смоленска, Ханты-Мансийска, Оренбурга.

Глухонемая девочка из Смоленска учится на повара-кондитера и участвует в конкурсе «Поющие ручки», когда под музыку исполняет эстрадный шлягер с помощью рук.

Эти праздничные и другие мероприятия – вообще отдельная песня. Например, конкурс «Сказочная красавица». На сцене вместе со здоровыми выступают дети, имеющие физические ограничения. Надо сказать, они более ответственны. И часто именно они занимают первые места.

Чтобы создать такой микроклимат, нужен не один год работы. Наладить взаимопонимание внутри педагогического коллектива и с учащимися всех отделений, а не только с детьми-инвалидами. При этом работает только один сурдопереводчик, и, конечно, его на всех не хватает. Но преподаватели ещё в 2007 году прошли обучение комплексному системному подходу к психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на факультете переподготовки и повышения квалификации Пермского педагогического университета. Кроме того, постоянная связь поддерживается со школой слабослышащих детей, с которой идет обмен опытом работы. В результате, например, сотрудники узнали, что глухонемые дети умеют читать по губам, а здесь, в учреждении, стараются скрыть это. Маленькая хитрость, небольшое преимущество, доступное тем, кто ограничен в другом!

В филиале работают 34 педагога – преподаватели и мастера, 11 из них с высшей квалификационной категорией, 6 человек – почетные работники начального образования. Преподаются общеобразовательные дисциплины и спецдисциплины. Такие преподаватели, как Любовь Ефимовна Михайлова, Надежда Николаевна Фетисова, Людмила Александровна Одинцова, Галия Далифовна Казакова,  Татьяна Васильевна Матяш, работают здесь с самого основания отделения для инвалидов.

Любовь Анатольевна Васюкова, которая ведет достаточно сложный предмет «архивное дело», объясняет его настолько доступно, что ребята отлично овладевают профессией. Используется такая форма обучения, как уроки-экскурсии, когда преподаватели с детьми выезжают, например, в библиотеку им. Горького, всегда радушно принимающую учащихся отделения, или в Пермский краевой архив, который тоже никогда не отказывает в помощи. Как и архивы завода «Галоген» и архив фабрики «Гознак». Это особенно ценно для отделения, поскольку здесь много ребят из дальних уголков края, которые, случается, и города не видели вовсе, не говоря о больших предприятиях.

Второй год учащиеся принимают участие в местных Паралимпийских играх. Они уже привезли три первых, два вторых и одно третье место. Всё благодаря преподавателю физкультуры Ирине Дмитриевне Санниковой, которая ещё во время учебы в институте специализировалась на адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно принимают участие в общих мероприятиях, например, субботниках по уборке территории, и делают это лучше, чем остальные.

Или такой пример: выдача дипломов проходила в клубе «Исток», а там достаточно высокая сцена, и дети-инвалиды не могли взойти на неё. Поэтому каждому помогали ребята из основного отделения, принимали их на руки со сцены и уносили в зал. Чтобы колясочники могли беспрепятственно двигаться от одного корпуса к другому, здоровые ребята сами чистят дорожки от снега. Так, наверное, появляется у человека его основное качество – человечность.

Пожалуй, это единственное место в крае, где дети с ОВЗ в столь большом количестве получают профессиональное обучение вместе со здоровыми. И социализация здесь существует реально, в настоящем времени. Самое главное для ребят, безусловно, общение, ведь для некоторых из них оно было так ограничено. А преподаватели называют свою работу с ребятами «технологией содружества», когда взаимопонимание происходит на эмоциональном уровне.

В среднем в группе обучается по десять человек, что позволяет уделять время каждому из учащихся. Агентством по управлению бюджетными образовательными учреждениями Пермского края было закуплено оборудование для обучения профессии переплетчика, какого нет на иных новейших предприятиях. На разных специальностях разные сроки обучения – от одного года до трех лет. Электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования тоже имеют хорошую оснащенную мастерскую, в которой даются все навыки и знания, достаточные для получения второго разряда.

Профессию портного ведет мастер Татьяна Владимировна Бондарева. Однажды сюда поступила заявка от Пермского театра юного зрителя на пошив костюмов. Ребята под руководством мастера создали макеты костюмов и сшили их. Потом все семь человек были приглашены в театр на спектакль. Они сидели в зале и смотрели, как артисты играли на сцене в костюмах, сшитых их руками.

А недавно обратились пожарные, чтобы учащиеся в группе архивариусов произвели  опись документов с 1943 по 2006 годы. Ребята справились за две недели вместо трех, которые им давали. Пожарная часть вынесла им благодарность и наградила подарками. Для ребят это стало учебной практикой. В последнее время ребят все чаще приглашают бесплатно на концерты, в театры, на выставки «Пермской ярмарки». Общество постепенно, но меняет свое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, случается непредвиденное ухудшение состояния здоровья, когда учебу приходится прерывать на время, порой надолго, иногда оформляется академический отпуск. Но таких, которые не доучиваются, мало.

Вопрос трудоустройства самый сложный, наверное. Можно сказать, более тридцати процентов устраиваются на работу по профессии. Некоторые, процентов пять-шесть, учатся дальше. На всех отделениях есть дети-сироты, которые по закону могут получить на льготных условиях не только начальное профессиональное образование, но и среднее, поэтому часть из них идет, например, в химико-технологический техникум. Они служат примером для других, потому что им в жизни никто не поможет.

Конечно, Агентство вложило немало средств в отделение для учащихся с ОВЗ: сделаны пандусы для колясочников в общежитии и учебных корпусах, оборудованы туалеты, куплена «газель», и создан компьютерный класс.

Педагоги радуются, когда видят, как меняются ребята: если в середине девяностых они были все больше замкнутыми и сдержанными, то нынешние более раскрепощенные, не чувствующие свою ущербность. Они знают, что у них есть проблемы, но знают и то, что эти проблемы можно решить. Почти каждый год на выпускном вечере появляется пара, которая нашла себя во время учебы. Получается так, что выходят не только с дипломом, но и со свидетельством о регистрации брака.

Тот самый Андрей Щербаков, ставший известным всей стране после двухчасового полета в крыле пассажирского самолета, после ампутации фаланг четырех пальцев тоже учился здесь. Женился на девочке с основного отделения, уже родили ребенка. Недавно Андрей приезжал в гости. Счастлив с профессией и семьей. Его преподаватели и мастера счастливы тоже: всё в этой жизни будет, надо только начать.

Юрий АСЛАНЬЯН