«Социальный мир как интерсубъективная реальность невозможен вне определенного смыслового и ценностного контекста. Ценности интеллектуально осознаются, эмоционально переживаются и воплощаются в человеческом поведении» — это цитата из монографии молодого пермского ученого Антона Матвеева.
Смысл и ценности мира, в котором Антон живет, осознаны, пережиты и воплощены в поведение, вызывающее удивление на грани восхищения.
Вскоре после рождения врачи обнаружили у него абиотрофию – болезнь обоих глаз, означавшую в его случае, что часть клеток сетчатки отсутствует.
Болезнь прогрессировала, но до окончания школы Антон читал и писал. Сегодня, когда ему тридцать один, он не читает и не пишет, только подписывается. Собеседника видит как общий силуэт. Родители возили сына в самые разные клиники страны, он перенес несколько операций. Но болезнь продолжала прогрессировать. Антон сам прочитал на эту тему все, что смог найти, и выяснил, что она неизлечима. Оставалось всего десять процентов зрения. Он учился в школе для слабовидящих детей. И среди них был одним из самых слабовидящих, поэтому и в этой среде его могли назвать «слепошарым». Поскольку школа была областной, расслоение шло на местных и не местных, которые жили в интернате. Подростковая жестокость, противостояние – слепок с того общества, в котором они появились на свет и которого у Антона становилось все меньше и меньше. Случались минуты отчаяния, такие сумерки, что, казалось, жить уже не хочется. Но рядом всегда были мать с отцом, как ориентиры на снежной трассе.
Учился он хорошо, в аттестате пятерки, одна четверка, более того, параллельно занимался в музыкальной школе, которую окончил на «отлично». Самостоятельно ездил в школу на транспорте, запоминал маршрут. «Это элементарно», – говорит он. Ему приходилось сосредотачиваться, больше запоминать, чем здоровым сверстникам. У него великолепная слуховая память.
Антон долго не знал, кем будет по профессии. Одним из вариантов была музыка, поэтому после окончания музыкальной школы продолжил свое обучение игре на баяне, добавив к нему пианино. Потом поступил в музыкальное училище, но проучился там всего месяц и ушел. Почувствовал, что главное призвание его будет в другом.
В это время он уже воспринимал информацию практически только на слух. Все запоминал со слов репетиторов. И в 2000 году поступил на юридический факультет Пермского государственного университета. При этом продолжал заниматься музыкой – играть на пианино, ходить на уроки композиции, где изучал основные правила сочинения музыки. В университете постигал законы государства и общества, на уроках композиции – законы формы и гармонии. И так до пятого курса.
В университете учился благодаря новым технологиям, таким как синтезатор речи, который озвучивает любой текст на компьютере, можно на английском или немецком языках (которым, кстати, он занимался тоже). Он заходил в Интернет, находил нужный сайт и слушал любой закон. Если речь шла о монографии или учебнике, то сканировал текст и слушал его голосом синтезатора с компьютера. Это гигантская работа – за свою жизнь он успел отсканировать, наверное, уже тысячи книг. При этом учился со всеми на равных. Только письменные экзамены сдавал устно. Где какие корпуса, аудитории, запоминал. Ориентироваться зрение ещё позволяло.
Но технологии – только инструмент. Целеустремленность была и остается тем стержнем, который держал и держит Антона в мире, больше похожем на смутные образы сумерек. Целеустремленность и терпение. Он не знал, что такое одиночество. Он много и с удовольствием читал, например, модернистскую прозу ХХ века – Джойса, Гессе, Фолкнера, все благодаря аудиокнигам, которые можно скачивать в обычные телефоны. А «Доктора Фаустуса», любимый роман Томаса Манна, сканировал страницу за страницей, чтобы слушать с компьютера. Достоевского тоже прочитал на слух.
Вскоре начал заниматься сочинительством – и записал три диска собственной инструментальной музыки, экземпляры которых раздаривал друзьям. Участвовал в международном конкурсе для слепых и слабовидящих композиторов в 2006 году в Праге, куда послал партитуры и получил диплом за одну из своих пьес. В 2004 году принял участие в международном фестивале молодых композиторов, где занял третье место, – первые два достались профессионалам. Музыка компенсировала эмоциональные переживания, сбрасывала напряжение и освобождала сознание от сумерек.
Антону нравится классика – Бах, Моцарт, Малер, Шостакович… На металлических стеллажах у стены сотни дисков. Слева на столе – раскрытый ноутбук, с помощью которого он находит в интернете любую музыку. И продолжает играть сам – Бетховена, Шопена.
Он окончил университет в 2005 году с красным дипломом. Как оказалось, написал хорошую дипломную работу о плагиате в музыкальном творчестве. Где заканчивается подражание и начинается творчество? Сложный вопрос. Он объединил два своих дела – музыку и право в научном ответе на вопрос, где заканчивается правомерное заимствование и начинается плагиат. На конкурсе научных работ студентов и аспирантов Российского института интеллектуальной собственности дипломная работа заняла второе место. С этого времени в Перми появился ещё один специалист по авторскому праву, а в сфере музыки – первый и последний.
После окончания университета Антон поступил в аспирантуру к профессору Валерию Павловичу Реутову на кафедру теории государства и права университета, издал монографию об истории учений, концепций и норм в авторском праве. Диссертацию защитил в прошлом году в Санкт-Петербургском госуниверситете экономики и финансов. Кроме монографии и диссертации, он написал и опубликовал тридцать статей! Выиграл два гранта Гуманитарного российского научного фонда, который финансово поддержал его работу по темам «Личные неимущественные права автора в российском и международном праве» и «Обоснование и перспективы авторского права в информационном обществе».
Антон, когда писал диссертацию, работал по десять часов в день. Сегодня преподает на кафедре теории истории государства и права университета и на кафедре международного европейского права. Читает международное авторское право. Читает без конспектов, на память. Заканчивает писать вторую монографию: право авторства и право на неприкосновенность произведения. Осталось дописать последний параграф.
В обществе слепых Антон занят ещё одним делом – интеллектуальными играми. Два года назад пермская команда, в которой он состоит, заняла первое место в России среди команд общества слепых (кубка КИСИ – Клуба современного интеллектуального искусства). Два раза в неделю посещает тренажерный зал, чем, как считает, не столько мускулатуру наращивает, сколько настроение поддерживает. Иногда позволяет себе выкурить трубку с друзьями. Играет в шахматы. В комнате – синтезатор, пианино, гитара.
Востребованный, уверенный в себе человек, у которого есть большое дело, жена Анастасия (с двумя высшими образованиями), а в июне минувшего года родился сын. Конечно, случаются минуты сумерек, но не отчаяния. Родители, Татьяна Петровна и Геннадий Николаевич, выпускники горного факультета политехнического института, сделали все, чтобы сын стал полноценным членом общества и незаурядной личностью. Они провели его по такой горной трассе, где не каждый пройдет.
Юрий АСЛАНЬЯН