Родился в Соликамске, рос в Березниках. Мать была педагогом, отец — инженером-строителем. Со временем у мальчика обнаружились проблемы с речью и дрожание рук. Медики говорили о родовой травме. Он нормально учился в обычной школе, но не успевал быстро писать, почерк был неразборчивым. Поэтому педагоги несколько раз пытались перевести его в спецшколу. Но родители настояли на том, чтобы сына оставили в покое.
Ни в детстве, ни позже, будучи взрослым, он даже не пытался получить какую-нибудь группу инвалидности, хотя вполне мог сделать это. Он считал, что может обеспечить себя сам. Более того, был уверен, что может помочь другим.
Но оценки по литературе ему все равно ставили в школе плохие, заниженные. Потом пришел новый преподаватель литературы, Ольга Евгеньевна Меркулова, и сказала, что ей нравятся сочинения Саши. И он поверил в себя. Одного слова бывает достаточно, чтобы развернуть мир на 180 градусов. Ему нравились литература, история и, как ни странно, физическая культура. Первое время не получалось, но сменился учитель физкультуры, пришел Александр Анатольевич Кучер — и отношение к мальчику изменилось. Преподаватель видел, что парень старается — и начал поддерживать его. В 6 классе Саша начал заниматься в оздоровительной группе и даже участвовать в общегородских соревнованиях. Результаты были скромными – в беге на пятнадцать километров пришел в конце, но ведь преодолел дистанцию! Не всякий здоровый сможет. Биологию преподавал известный ныне Илья Григорьевич Нурисламов, у которого Саша тоже занимался с удовольствием. Даже занял первое место в школьной олимпиаде. Как все-таки много зависит от педагога!
После школы, в 1991 году, он поступил в медицинское училище, учился на медбрата. Работал массажистом в санатории-профилактории (для чего закончил специальные курсы). Начал заочно учиться на факультете социальной педагогики в Уральском педагогическом университете, в Екатеринбурге.
После получения диплома Александр Анатольевич работал в центре реабилитации детей-инвалидов в Березниках. Сначала социальным педагогом, позднее был назначен завотделением. Вник в проблематику ДЦП и написал на эту тему кандидатскую диссертацию — по обучению детей социально-бытовым навыкам.
В 2003 году переехал в Пермь и опять начал работать в центре реабилитации детей-инвалидов. Через два года пришел на работу в Пермский государственный гуманитарный университет.
Сегодня он – преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии. Преподает предметы, необходимые для работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержку развития.
Кроме того, вел и ведет научную деятельность и большую общественную работу. Проводил студенческий киноклуб, где показывал ленты, связанные с проблемами инвалидности и выбором профессии. Принимал и принимает участие в проведении воспитательных мероприятий. В прошлом году встречали со студентами Новый год в стиле 60-х годов и «Карнавальной ночи». Постоянно что-нибудь придумывает и развивает творческую жилку молодых.
– В студентах я пытаюсь воспитывать человечность и доброту, – говорит Наумов, – потому что без этих качеств нельзя стать педагогом, а также любовь к знаниям, поскольку считаю, что любые знания лишними не бывают.
Педагог от бога, он учит молодых главному — милосердию.
С личной жизнью тоже все в порядке. Женился восемнадцать лет назад. Жена Ольга трудится врачом в спортивном колледже. Сыну Ивану одиннадцать лет, увлекается автоделом, робототехникой и даже программированием. Можно сказать, Александр Анатольевич Наумов — живое воплощение удачной жизни, какой он сделал её сам.
Теперь он учит и воспитывает новое поколение педагогов, что будут внедрять инклюзивное образование, а также, дай бог, милосердие, которого так не хватает нашему обществу.
С Новым годом Вас, Александр Анатольевич!
Юрий АСЛАНЬЯН