ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Телефон доверия – это человек, который тебя понимает

Каждый ребенок особенный. К каждому требуется индивидуальный подход, обеспечивающий маленького человека чувством защищенности, дающий возможности жить, познавать мир, развиваться. Но есть особенные дети, в чью жизнь вплелись драматические события, ставшие травматическими, подорвавшие дух и тело, закрывшие некоторые возможности. Мы говорим о детях с особенностями здоровья, а также о детях, потерявших кровную семью, воспитывающихся в детских учреждениях или  замещающих семьях.  Есть социальное нездоровье, есть – физическое.  Ребенку с особыми потребностями и депривированным детям  часто присущ похожий «букет» трудностей,  связанных с адаптацией к учебе, общением со сверстниками, поведением в детском коллективе.

Справляться с трудностями в одиночку больно, затратно и неэффективно. Нужны специалисты, способные качественно сопровождать человека в сложных жизненных ситуациях. И они есть в нашем городе. Хотим познакомить вас, уважаемые читатели, с командой специалистов АНО ДПО Институт социальных услуг «ВЕКТОР», которая видит свою миссию в том, чтобы создавать условия для   преодоления детского и семейного неблагополучия.

«Вектор»

Вот уже много лет команда «ВЕКТОРА» при поддержке Фонда президентских грантов реализует межрегиональную программу «Конструктор социальных практик НКО», направленную на внедрение эффективных практик помощи семьям и детям групп риска.

Две модели «Конструктора» уже представлены пермской и российской общественности на информационных ресурсах организации, вот-вот стартует «Конструктор-3». О чем эти проекты и почему они могут быть интересны?

Полное название первого проекта – «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях».  Он посвящен внедрению эффективных методик преодоления неблагополучия в семьях, воспитывающих приемных детей.  Можно подумать, что тех, кто растит кровных детей, подобный опыт не касается? Это не так! Речь идет о преодолении сложностей в выстраивании отношений в семейной системе, о понимании потребностей и особенностей детей, о правильной родительской позиции.   А у кого из родителей время от времени не возникает вопрос: почему я не понимаю собственного ребенка? Или что я как родитель делаю не так? Почему у нас не получается договориться? На эти и многие другие жизненно важные вопросы отвечают специалисты, работающие в разных регионах России.  Разработана и апробирована методика выявления рисков, которые могут помешать родителям быть успешными в воспитании сложных, травмированных, «особенных» детей.  Она может использоваться как специалистами, так и самими родителями. Находится в открытом доступе цикл обучающих вебинаров, которые помогут как родителям, так и помогающим специалистам понять и научиться лучше (эффективнее, качественнее) выстраивать отношения с детьми, спокойно и вдумчиво преодолевать конфликтные ситуации.

Буллинг

«Конструктор-2» посвящен теме, о которой взрослые, воспитывающие и обучающие детей, часто вообще предпочитают не говорить.    В нашем обществе есть много ложных представлений о таком страшном явлении детской среды, как травля со стороны сверстников, которая по-другому называется буллинг.

Что чувствует ребенок, которого травят сверстники? Влияет ли буллинг на того, кто унижает равного себе, и на тех, кто является свидетелем этих ситуаций? Как предупреждать, предотвращать и что делать, если травля разворачивается в детском коллективе? На эти и многие другие вопросы могут ответить специалисты антибуллинговой методической службы.

Все началось в 2014 году с  того, что специалисты «ВЕКТОРа» пришли в министерство образования Пермского края  и  предложили начать работу  по предотвращению  буллинга в школах. Так было положено  начало проекта,  который потом получил название «Давайте жить дружно: снижение уровня школьного насилия в образовательных организациях Пермского края».  За эти годы 21 школа  была  вовлечена  в деятельность по внедрению технологий противодействия травле. Основам профилактики буллинга обучились 650 педагогов, в антибуллинговых мероприятиях приняли участие свыше 9000 школьников и их родителей. Сейчас в «ВЕКТОРЕ» создана антибуллинговая методическая служба, специалисты которой помогают школам  создавать поддерживающую среду.

Телефон доверия

Впереди – реализация «Конструктора-3». Большой  межрегиональной команде специалистов, которую  собрал вокруг себя «ВЕКТОР»,  предстоит  внедрить  в практику тонкие механизмы  настройки, которые  помогут  обеспечить  стабильность и качество  применения  инновационных социальных технологий, направленных на то, чтобы  помочь  семьям преодолеть  кризисные ситуации и  восстановить  свою способность самостоятельно  и эффективно заботиться о детях.  Будет создана система многоуровневой поддержки  семей и  помогающих специалистов. Вы спросите, уважаемый читатель: «А что делать мне, если я не являюсь специалистом, работающим с семьей в трудной жизненной ситуации или ребенком, у которого появились проблемы?»

Конструкторское бюро отвечает и на этот вопрос.  Каждый взрослый всегда может помочь ребенку или детской группе, рассказав об одной из очень важных и нужных социальных услуг – о Детском телефоне доверия (далее служба ДТД – ред.).  Детский телефон доверия – одна из обязательных услуг, которые включены в модели помощи разным целевым группам семей и детей, внедряемых в программе «Конструктор социальных практик НКО».

Работа пермской краевой службы Детский телефон доверия началась в 2013 году. Постепенно эта служба завоевывает уважение у представителей власти, пользуется популярностью у детей и подростков. Под единым общероссийским номером 8-800-2000-122 ведут круглосуточный прием специалисты, обеспечивающие анонимность и конфиденциальность. Воспользоваться этой услугой может каждый ребенок. Квалифицированная помощь гарантируется! Специалисты службы работают не только с детьми. Они готовы помочь и родителям Пермского края. За шесть лет работы служба приняла более 123 тысяч звонков. 25 тысяч из них – это обращения, связанные с переживаниями острого кризисного эмоционального состояния, по поводу жестокого обращения в семье, преследования в школе, по теме суицидальной активности детей.  Основной возраст звонящих – это подростки – 84% от всех обратившихся. Важно отметить, что услуга оказывается на основании субсидии министерства социального развития Пермского края, а изначально служба ДТД разрабатывалась и апробировалась в тесном парт­нерстве с аппаратом Уполномоченного по правам человека Пермского края.

Телефоном доверия могут воспользоваться как дети, так и взрослые. Есть предубеждение, что звонить туда нужно только в случае серьезных проблем. Но это не так. Детям можно звонить в любом случае. Даже если просто захотелось поговорить. Вы удивитесь, но именно из простой потребности поговорить специалисты могут вытащить проблему, которую сам человек еще не осознал.

С кем поговорить

Особенно важен телефон для детей с особенностями здоровья. Часто ребенок с подобными трудностями  изолирован от внешнего мира, когда весь круг общения сводится лишь к членам семьи. В силу разных объективных обстоятельств мы не обо всем можем поговорить с близкими. Нам жизненно необходимы другие люди. Такими значимыми взрослыми часто становятся сотрудники телефона доверия. «Главное, чтобы человеку было куда пойти», – говорил персонаж одного классического романа. Детям с ограниченными возможностями здоровья можно обратиться к специалистам ДТД, которые помогут:

– разобраться в себе: в мыслях, чувствах, состояниях;

– понять, как выстраивать отношения с людьми;

– выйти из кризиса, который часто обуславливается возрастом, образом жизни, состоянием здоровья;

– лучше выразить себя: научиться говорить о себе, своих интересах и трудностях;

– преодолеть неуверенность, страхи, комплексы и прочие трудные состояния, мешающие быть счастливым.

И многое другое открывают в детях и объясняют им сотрудники ДТД.

Очень часто мы ошибаемся, давая определение слову «благополучие». Иногда мы верим, что залог спокойствия и гармонии в семье можно обеспечить при помощи материальных ресурсов. И только находясь в глубоком кризисе, переживая боль от обиды, недопонимания, невозможности объяснить свои или чужие действия, мы осознаем смысл народной мудрости о том, что здоровье  за деньги не купишь. Часто здоровье, безопасность и благополучие достигаются с помощью специалистов, которые могут тебя услышать, помочь справиться с переживаниями, по-новому взглянуть на ситуацию и выстроить план действий.

Оказавшись в трудной жизненной ситуации, и детям, и взрослым важно уметь просить о помощи. Специалисты АНО ДПО Институт социальных услуг «ВЕКТОР» всегда готовы оказать высокопрофессиональную помощь детям и взрослым.

Мария Горбач