Сундучок конструктора

Зоя Ивановна Чазова родом из деревни Мокино, что в Пермском районе.
Говорят, деревня вообще талантливая — мне уже приходилось встречать оттуда людей, и стихи они там пишут, и песни поют

Зоя Ивановна выросла в большой крестьянской семье, отец до коллективизации имел четырех лошадей, что в то время было признаком явного достатка. Но советская власть не хотела терпеть чужого богатства. Пять братьев и сестер было в семье. Она получила трудовое воспитание — с детства пасла коз и корову, колоски на колхозном поле собирала.  Отец прошел три войны, начиная с гражданской. «Какие вы счастливые, – говорил он детям, – что войну не видели…» Вернулся с войны с наградами, работал столяром, мастерил шкафы и комоды. Он побывал в Европе и, пораженный тамошним порядком, принялся приводить в порядок свой дом. Все было покрашено, аккуратные подоконники, резные наличники. И детей обучал работать инструментом.

– У меня есть полотенца, которым уже 100 и 150 лет! – рассказывает Зоя Ивановна. – В доме учились рукоделию – ещё бабки мне дарили! Стоял станок, на котором ткали половики. Собирались часто все вместе – у сестры, например, у них там все музыкальные инструменты были.

Зоя Ивановна до сих пор на гармошке играет.

После седьмого класса поехала в Пермь, устроилась контролером на завод им. Калинина, окончила школу рабочей молодежи и поступила в политехнический институт на вечернее отделение механико-технологического факультета.  После учебы  вышла замуж. Ушла в заводской отдел труда и заработной платы. Через три года её приняли на работу в конструкторский отдел. Готовила чертежи, ездила в Москву согласовывать документы, условия и пр. Занималась товарами народного потребления. Через двадцать лет перешла в ПермНИПИнефть в отдел добычи, работала инженером-конструктором, потом была ведущим конструктором.

Однажды её пригласили в новый цех, построенный нефтяниками в Кунгуре, где она делала дефектоскоп для проверки насосных штанг длиной 13 метров, на предмет трещин, пор и прочего.  Специалист по дефектоскопам рассказал ей, что бы он хотел создать, а чертила она. Потому что у неё имелось такое пространственное, художественное воображение, которое могло решить эту задачу. Трудилась день и ночь, и в выходные — выгоняла из комнаты детей и чертила. Это была весьма трудоемкая работа, может быть, самая сложная, какую её приходилось делать.  В результате было сделано 500 чертежей! Потом их только проверяли два месяца. Ни одной ошибки не нашли, настолько ответственно она подошла к заданию, которое должно было быть сделано за год, она сделала его за восемь месяцев.

А муж работал старшим технологом цеха на заводе им. Калинина. Почти два­дцать лет назад он ушел из жизни. Вырастили двоих сыновей. Сейчас уже внуки пошли.

В свободное время Зоя Ивановна занимается рукоделием, вяжет спицами и крючком, её повсюду приглашают провести мастер-классы. Она любую схему может разобрать и понять, как и что надо делать. Конечно, сказывается большой конструкторский опыт. Дома у неё полный сундучок поделок. Вяжет салфетки, кофты, шарфы. Училась на разных специальных курсах. В том числе курсах кройки и шитья. Сама, например, шьет тапочки из шерсти. А ещё занимается оригами. Сначала изучала литературу, делала модули и собирала фигуры из бумаги. Опять сказалось пространственное воображение конструктора. То елочку сделает, то лебедя, ещё что-нибудь, а потом дарит родным и знакомым. И мягкая игрушка у неё получается.  Например, перевертыши: перевернешь куклу – получается другая. Изометрия, диметрия — она свободно владеет этими очень специальными конструкторскими понятиями.

Кроме мастер-классов, Зоя Ивановна регулярно принимает участие в выставках — во дворцах культуры, библиотеках, в обществах инвалидов и общественных центрах. Со всеми своими изделиями — салфетками, тапочками и оригами, со всем своим сундучком. И люди дивятся, как  такое можно придумать? Конструктором, наверное, надо быть.

Юрий АСЛАНЬЯН