В пермской Арт-резиденции прошла выставка работ «Просто жизнь» фотохудожника Виктора Мельника.
Сразу вижу Пермь: черно-белые фото, сделанные в технике псевдосоляризации, когда отдельные фрагменты выглядят как негативы, а на границах света могут появляться контурные линии. Кирпичные стены прошлого века. Стеклянная высотка в проеме между церковными строениями. Сочетание прошлого и настоящего. А вот cудоремонтный завод, рядом с которым я живу: корабельный нос с двумя отверстиями для якоря по бокам, напоминающими глаза. Называется снимок «Чужой». Такой сильный и неожиданный образ. На картине рядом трамвай, идущий прямо из нашего прошлого.
Одно движение взгляда – и ты уже за тысячи километров, за десятком часовых поясов: Камчатка, вулкан Толбачик, 2014 год. А дальше вулкан Горелый. Бирюзового цвета вода напоминает минерал в оправе, увеличенный в сотню раз. Идеальная по форме Ключевская сопка. Она устремлена в небо.
Левее – Соловки, 2010 год. Работа называется «Отражения». Купола за маревом воды и света. Не поймешь, где земля, где небо, где вода. Или там же – утро туманное, к причалу пристает катер.
А вот моя историческая родина – Армения. Тонированный портрет девушки.
Черно-белый пастух сидит на склоне с сигаретой в руке. Жизнь прекрасна во всех своих проявлениях. Эта работа висит у меня дома: монастырь Хор-Вирап, Араратская долина. Чуть-чуть ракурс другой. Но рука того же мастера. За монастырем поднимается величественный Арарат. Между ними – государственная граница. А это монастырь Ахпад. Снимок сделан недавно, в 2017 году. Памятник градостроительства средневековой Армении. Простые, суровые, величественные стены из камня.
А вот еще одна моя родина, вернее, моего отца – это Крым. Лошадь на закате – это Чобан-Кале в Крыму. «Двое» влюбленных в Феодосии. Неподалеку уже Коктебель: дама с собачкой, бегущей берегом моря. Дальше «Лебедь» на озере. И отара овец в Бахчисарае. Разглядываю скалы Дженгуля. На другом снимке тот же мыс Тарханкут: берег моря, слева вода, справа степь, посреди железное сооружение, напоминающее маяк.
Когда смотришь работы настоящего мастера, всегда находишь то, что тебе бывает близко. Это может быть чувство родины, редкий цвет или неожиданный ракурс взгляда. У каждого возникает свое ощущение сопричастности.
Озеро Байкал. Катер врезается в волны. Ветер крепчает. Горный Алтай: местный житель поднимается по горной тропе с двумя лошадьми, гружеными поклажей. Владивосток: море и люди.
Искореженные черно-белые останки паровоза. Река Усьва. Рассвет. Овеществленное время. Крыши Санкт-Петербурга.
Развалины церкви в Чердыни. Это вообще родина, где я не только родился, но и вырос. Северный Урал. Чуть выше – священное место манси Мань-Пупынер. Над вертолетом, стоящим в горной тундре, возвышается гигантская башня каменного останца. Больше ничего, другие каменные идолы, стоящие тут же, не видны. Это 2007 год. Чистота образа. Ничего лишнего.
Зимник на Сылве. Колокола, корова. Воспоминания – старые ворота деревенского дома с резными украшениями, просевшие спиной в прошлое, со щелью почтового ящика. Мужчины и женщины поселка Ильинский. Две девочки читают книгу, похоже, вслух. Рядом стоит коза – внимательно слушает.
Музыкант – сразу видно, что джазист, так причудливо сочетаются яркие цвета.
А это черно-белый Соликамск: монах, 2018 год. Последний год жизни фотохудожника.
Мы учились с Виктором Мельником в университете. Иногда виделись после. И вот наша новая встреча, полная печали и удивления.
Юрий Асланьян