Конечно, их здесь всегда ждут – и педагоги, и будущие друзья, которые уже учатся в техникуме. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Западно-Уральский технологический техникум» – так оно официально называется – находится в Краснокамске. А мы сегодня будем говорить о его Пермском филиале, что в Кировском районе города по ул. Сысольской, 12. Руководителем филиала является Ольга Викторовна Челнокова. Её заместитель, Людмила Александровна Одинцова, руководитель структурного подразделения по учебно-методической работе, знакомит меня с мастерами производственного обучения.
Профессиональный лицей № 32 получил статус техникума в июле 2013 года. Это дает учреждению возможность обучать по программам подготовки не только квалифицированных рабочих, но и служащих со средним профессиональным образованием. Так, в этом году была открыта специальность бухгалтера. Учреждение лицензировано по специальностям «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям». Треть педагогического коллектива прошла переобучение для работы с этой категорией учащихся. В учебном процессе детей с ОВЗ активно используются информационные и личностно-ориентированные технологии.
Сегодня в Пермском филиале учится 251 человек, из них 89 человек с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья. Есть 17 ребят с ДЦП и три колясочника. Поэтому директор техникума Александр Иванович Жигирей постоянно занимается созданием на территории учебного комплекса безбарьерной среды. Между зданиями корпусов и общежитием проходит асфальтированная дорожка, при входе в общежитие и учебные корпуса № 1 и № 2 — пандусы. В 2013/2014 году в учебном корпусе № 1 был установлен электроподъемник, с помощью которого учащиеся с ОВЗ с заболеванием ДЦП передвигаются между этажами.
В 2013/2014 учебном году техникум окончили 62 выпускника с ограниченными возможностями здоровья. А всего с 1995 года здесь получили специальности более семисот ребят с различными физическими ограничениями. Но нас волнует вопрос: что происходит с выпускниками после того, как они покидают стены учебного заведения? Больше всего об этом знают мастера производственного обучения.
«В этом году техникум выпустил 8 архивариусов с ОВЗ, – рассказывает мастер Тамара Васильевна Назаренко, – один из них продолжил обучение в техникуме — на бухгалтера, Дима Устинов работает в Государственном архиве новейшей истории, еще одна выпускница – в архиве Барды».
Мастер производственного обучения в техникуме исполняет обязанности классного руководителя и преподавателя по специальности, поэтому в курсе всего, что происходит с ребятами во время учебы и после.
Вера Ивановна Раушкина, мастер производственного
обучения, учит профессии повара. Период обучения — от 1 до 10 месяцев.
«В настоящее время по профессии «Повар» на отделении ОВЗ на первом курсе учатся 15 человек, – рассказывает она, – есть ребята с заболеванием ДЦП, нарушением слуха, органов пищеварения. Большая часть из тех, кто устраивается на работу, делает это по месту жительства — работают в столовых и кафе. Алексей Сидоров, из выпускников 2014 года, учится на курсах сушистов, куда его отправил Центр занятости. Елена Лекомцева устроилась на предприятие, где производят торты. Ещё одна девочка поступила в Смоленский технологический институт.
Мастер производственного обучения Татьяна Владимировна Бондарева в этом году выпустила группу портных.
«Наши выпускники хотят работать, – утверждает она, – а из тех, кто не трудоустраивается, половина не хотят, живут на пенсию (но таких всего процентов десять от общего количества выпускников), половина — по другим причинам, часть из них выходят замуж, уходят в декрет, женятся».
Говорит Сергей Леонидович Жирняк — мастер производственного обучения: «У нас учатся ребята с проблемами слуха и другими физическими ограничениями. Но для того, чтобы овладеть нашей специальностью, необходима мелкая моторика рук, поскольку надо уметь работать карандашом, линейкой, ножницами. Нужны элементарные навыки рисования. В этом году выпущено 12 переплетчиков. Половина из них устроились на работу по профессии — в различные типографии, издательства Пермского края — в краевом центре остались всего лишь трое. И это не только полиграфические предприятия – один, например, работает в Кунгуре, в библиотеке при церкви, реставрирует старые книги».
Статистика утверждает, что трудоустройство лиц с ОВЗ в стране составляет 23 процента выпускников подобных учреждений, в Пермском филиале техникума это 30 процентов, 25% — продолжают учебу по этой же или другим специальностям, 23% — не работают по разным причинам (ухудшение состояния здоровья, замужество и тому подобное).
Здесь учатся дети с различными физическими ограничениями: с ДЦП, сахарным диабетом, со слабым слухом, заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения. Есть среди них и такие, что прошли уже не одну операцию. Но здоровые учащиеся и ребята с ограниченными возможностями здоровья постоянно проводят совместные мероприятия, что, конечно, положительно сказывается на их психологическом и моральном развитии. Они учатся ценить друг друга и помогать товарищу в трудной ситуации.
Каждый такой подросток — это борец, который вынужден постоянно преодолевать проблемы, связанные с заболеванием, дальнейшей социализацией. Большую помощь в решении этих проблем оказывают родители обучающихся. Они поддерживают их в начальный период обучения, посещают все мероприятия учреждения, однако не все дети с ОВЗ имеют родителей. Из 40 детей-сирот, что обучаются в техникуме, 19 – дети с ОВЗ. Именно они требуют особенного внимания, ведь они одни, родных рядом нет, и только педагоги техникума помогают решать проблемы.
Создание атмосферы, комфортной для детей с ограниченными физическими возможностями, вот на что обращают внимание педагоги техникума. Потому, считают они, главный параметр доступности среды – психологический.
Техникум активно сотрудничает с коррекционными школами № 113 и № 155, что находятся неподалеку, в Кировском районе Перми. На базе техникума проводятся школьные уроки технологии. Ребята приходят сюда на Дни открытых дверей, чтобы познакомиться с профессиями, которые они здесь могут получить. Таким образом коллектив ведет целенаправленную профориентационную работу. Кроме того, в техникуме действует служба содействия трудоустройству выпускников.
Если вернуться к главной теме нашей публикации, можно сделать вывод, что судьба выпускников техникума с ограниченными физическими возможностями зависит от них самих, от их энергии и желания. И, конечно, от той помощи, которую оказывает им учреждение, ставшее за время учебы родным. Но единой системы, которая бы обеспечивала рабочим местом по специальности и квалификации каждого такого молодого человека, в крае просто нет. Есть только надежда, что когда-нибудь она появится.
Юрий АСЛАНЬЯН