Равные возможности

05-12

Ольга Юрьевна Пономаренко
со своей ученицей

Алексей улыбается, ему здесь очень нравится, Варваре и Светлане тоже, а еще Насте, Кристине и Никите. Здесь уютные кабинеты, внимательные педагоги. А самое главное – здесь можно научиться рисовать, лепить, выжигать, шить, работать на компьютере. Новый мир для ребят с ограниченными возможностями открывает уникальная программа «Детство. Равные возможности» при Дворце детского (юношеского) творчества города Перми. В мае этого года программе исполнится 25 лет.

Во Дворце для детей-инвалидов работают 19 кружков, обу­чение ведут 18 опытных педагогов. Огромной популярностью у ребят и родителей пользуются  детское прикладное творчество, адаптивная физкультура, программирование, музыкальные занятия, игра на фортепьяно и гитаре, занятия шахматами и шашками. Ребята и родители активно участвуют в традиционных мероприятиях Дворца: «Рождественские встречи», «Масленица», «Научно-практические конференции», клуб «Преодоление», краеведческие походы.

А начиналось все в 1991 году, когда в Пермь из Москвы приехала кандидат педагогических наук Галина Буданова и предложила Дворцу включиться в эксперимент по работе с детьми-инвалидами. Базовое образование было закреплено за всеми, а вот кружковое, дополнительное только за здоровыми детьми. Вспоминая 90-е годы, приходится только удивляться: до инвалидов ли было тогда? Пионерская организация сходила на «нет», учителя уходили в коммерцию, закрывались дошкольные учреждения, рушилась нравственная система координат. Долго не раздумывая, городской Дворец включается в эксперимент и принимает детей с ограниченными возможностями здоровья в свою дружную семью. Руководителем новой программы стала Татьяна Александровна Смышляева, педагог от бога, умелый организатор и бескорыстная труженица.

В то время районные общества инвалидов только формировались. Татьяна Александровна сама шла в каждую семью, в которой воспитывался ребенок-инвалид. Беседовала с родителями, узнавала, чем интересуется сын или дочь, смотрела, можно ли их чему-то научить. Особое внимание Татьяна Александровна уделяла детям с ДЦП – самой уязвимой категории. Эти дети чаще других искусственно изолированы от общества, передвигаются на коляске, многие из них не посещают школу, их мир ограничен четырьмя стенами.

Постепенно создавались первые группы детей по разным направлениям дополнительного образования. Для каждого ребенка разрабатывался свой образовательный маршрут с учетом его заболевания. Формировался и педагогический коллектив. Сказать, что педагогам было трудно, значит, ничего не сказать. Никаких методических пособий по кружковой работе с детьми-инвалидами в то время не было. Откуда черпали знания? Да из собственной неравнодушной души, слушали свое материнское сердце, подключали интуицию. Работали, не считаясь с личным временем, а иногда и здоровьем. Всю боль ребенка пропускали через себя. Педагог Ирина Юрьевна Копытова, имея в багаже десятки прыжков с парашютом, призналась, что первое время испытывала сильный страх, ведь ответственность за каждого ученика просто зашкаливала. Сможет ли она его научить? Но с первыми положительными результатами страхи прошли. За 25 лет работы ни один из педагогов не отказался от ребенка-инвалида, наоборот, педагоги Дворца создавали новые направления,  решали творческие задачи, помогали друг другу советом и делом.  С такими педагогами  можно идти в разведку – не подведут!

Постепенно в коллективе рождаются свои постулаты работы.

– Основное правило, – говорит Татьяна Александровна, – не делить детей на здоровых и инвалидов. Каждый ребенок, который пришел к нам, – это личность, в которой надо развивать творческие способности, воспитывать человеческие качества: доброту, открытость, честность, справедливость.

Программа «Детство. Равные возможности» завоевала признательность и снискала любовь среди детей и родителей. «Островком счастья» называют они Дворец. В чем секрет успеха программы, что об этом говорят сами педагоги? Давайте заглянем на занятия.

В каждом ребенке  есть талант

Преподаватель керамики Мария Евгеньевна Харузина занимается лепкой всю свою сознательную жизнь. В пять лет она уже лепила сказочных животных. Сегодня она – настоящий мастер и делится своими знаниями с учениками. Каждого из них, независимо от состояния здоровья, она считает талантливым. Нужно немного терпения, старания и воображения – и всему миру откроется удивительный дар, заложенный в ребенке. Надо верить в своего ученика, делиться с ним радостью, теплом, счастьем.   Большим успехом Мария Евгеньевна считает, когда в детской работе (игрушке, животном) есть характер, присутствует эмоция.

Занятие начинается с положительных мыслей

Спортивно-оздоровительный клуб «Гармония» под руководством Татьяны Григорьевны Деминой посещают те, кто хочет быть сильным, выносливым и иметь хорошую фигуру. Я попала в группу к девочкам. Каждое занятие в группе начинается с того, что девчонки делятся друг  с другом о том, что интересного произошло у них за неделю, а также поднимают настроение комплиментами. С такого доверительного отношения, с установления контакта начинается тренировка. Не зря клуб носит название «Гармония». Все начинается с положительных мыслей. Тренировка проходит в индивидуальном режиме.

Семья –  первый помощник

С Алексеем Ерохиным, добрейшим и улыбчивым молодым человеком, я встретилась в кабинете детского прикладного творчества. Под руководством педагога Светланы Владимировны Поповой он сметывал карман мягкой игрушки. Даже не скажешь, что у Алексея ДЦП. Еще несколько лет назад ему с трудом подчинялся карандаш из-за тремора (дрожания) рук. Сегодня его пальцы уверенно держат тонкую иглу, стежки получаются ровными. Рядом с Алексеем сидит мама Анна Васильевна, она тоже шьет. Ее изделие более сложное – это кукла-оберег. Мама для Алексея – пример и мостик для контакта с педагогом. Светлана Владимировна рада такому тесному сотрудничеству, с удовольствием помогает шить и маме.

Она считает, что все начинается с семьи. Если родители поддерживают ребенка, проживают вместе с ним каждый этап обучения, то положительная динамика наступает гораздо быстрее.

Путь в большое плавание

Ирина Юрьевна Копытова, активный и требовательный педагог, работает по программе «Умелые ручки» по одиннадцати направлениям. Среди них начальное техническое моделирование, выжигание, шитье, оригами, мягкая игрушка, рисование. Для Ирины Юрьевны очень важен первый успех ребенка.

Отталкиваясь от него, можно двигаться дальше. «У каждого своя скорость выполнения задания, — говорит педагог, – поэтому никогда не торопим ученика, не доделываем за него, приучаем выполнять свою работу до конца».

Огромное значение для ученика имеет признание его заслуг не только в стенах Дворца, но и за его пределами. Ребята с нетерпением ждут городских, краевых и межрегиональных конкурсов, для них это выход в большое плавание. Так Анастасия, одна из учениц Ирины Юрьевны, свою поделку «Сиреневая кукла» отправляла на конкурс в Москву и заняла призовое место. А в Перми Анастасия победила в номинации «Я – Автор» в конкурсе «Юное дарование» и стала номинантом губернаторской стипендии.

Интересно вместе

Когда Светлана пришла на первое занятие по музыке к Ольге Юрьевне Пономаренко, она даже не смотрела в ее сторону и почти не разговаривала. Опытный педагог узнала, что Светлана проявляет интерес к бардовской песне, ходит вместе с родителями в походы, любит песни у костра. Незаметно, на общем интересе стали выстраиваться занятия по музыке. Сегодня Светлана не только красиво поет,  но и играет одной рукой на клавишном инструменте.

Жизнь во Дворце кипит. Каждый день она преподносит ребятам новые удивительные открытия. Сегодня сверстники уже не смотрят так пристально на детей-инвалидов, как это было двадцать лет назад. Общие мероприятия, выставки, походы сплотили всех ребят. Наблюдая, с какой любовью и заботой педагоги относятся к каждому ребенку, а на выставках и научно-практических конференциях работы детей-инвалидов ничем не отличаются от работ обычных детей, как дружно ребята с ограниченными возможностями участвуют в спортивных праздниках, воспитанники Дворца меняют свое отношение к инвалидам в сторону признания успешности и равенства. Взрослое общество может только позавидовать таким цивилизованным отношениям детей и поучиться у них. Под руководством педагога Татьяны Александ­ровны Дементьевой во Дворце создается отряд милосердия «Ступени». Главной его задачей является помогать особенному ребенку чувствовать себя комфортно среди здоровых сверстников. Так программа «Детство. Равные возможности» открывает удивительный мир добра, равенства, счастья для ВСЕХ!

Подходит к концу учебный год. Сов­сем скоро выпускники 2016 года – Никита Борук, Виктор Мелехов, Анна Вязнина, Анна Кириллова – получат дипломы о прохождении дополнительного образования. Отпуская своих учеников в большую жизнь, педагоги уверены, что их ребята найдут свое дело, реализуют себя в обществе, получат достойное образование, создадут семью. Примеров успешных выпускников программы «Детство. Равные возможности», которыми гордится Дворец, немало. Это и Рузанна Казарян, обладательница мировых титулов по спортивным танцам на колясках, Сергей Христолюбов, программист высокого класса, Антон Рубцов, мастер по компьютерам, Александр Лоскутов, успешно закончивший университет, Анатолий Касьянов, кандидат филологических наук, Александр Зайцев, переводчик с английского языка, и многие, многие другие.

«Мне будет очень не хватать Дворца, я никогда не забуду тех знаний, новых эмоций, которые он мне подарил! Я благодарен всем педагогам, с ними я познал успех, стал уверенным в себе, а это самое главное. Пусть Дворец всегда остается таким, где есть душевное тепло, доброта, взаимопонимание и счастье», — выпускник 2016 года Никита Борук, неоднократный победитель и призер городских, краевых художественных и музыкальных конкурсов и фестивалей.

 Надежда ИВАНОВА

05-10

Победительница конкурса
«Я – Автор» Анастасия

05-11
Алексей с мамой
на занятиях «Умелых  ручек»