Путешествуем на коляске с комфортом

Татьяна Андреева любила путешествовать поездом всегда! Стук колес, проносящиеся пейзажи за окном, небольшие станции создавали особое восприятие мира. Казалось, тебя уже ничто не остановит на пути к победе, как скорый поезд. Спортивные сборы проходили в республиках и регионах бывшего СССР: Украина, Белоруссия, Кавказ. Проезд поездом был одним из недорогих и удобных видов путешествия для молодых спорт­сменов.

Под стук колёс

С возрастом любовь к путешествию по РЖД не прошла, но  случилось так, что из-за болезни Татьяна оказалась в инвалидной коляске. Про поездки на поезде думала с испугом, вспоминая  высокую платформу, узкие двери и коридоры. Забраться в вагон поезда колясочнику нереально. Единственный выход – занести его на руках. А потом двое-трое суток провести в тесном купе или плацкарте с необорудованными туалетами. Поездка на поезде инвалида-колясочника – не путешествие, а серьезное испытание. Но опасения были напрасны. В этом Татьяна убедилась, когда самостоятельно проехала поездом из пункта А в пункт Б.  Все изменилось к лучшему.

Наша героиня – спортсменка. Она выросла в спортивной семье. Ее отец Иван Степанович Малафеев, заслуженный тренер России, воспитал девять мастеров спорта и одного мастера спорта международного класса по легкой атлетике. В девятнадцать лет Татьяна становится мастером спорта по метанию копья, устанавливает рекорд Пермского края. Она и сегодня, несмотря на инвалидность, активно занимается спортом. На августовских краевых соревнованиях в 2017 году  на стадионе «Динамо» Татьяна одержала уверенную победу в метании диска, стала лидером среди участников сектора метания. Она принимает решение тренироваться дальше и выступить на зимнем Кубке России в городе Новочебоксарске. Многие спортсмены с ПОДА, несмотря на свою общительность, в душе – одиночки. Они стараются во что бы то ни стало доказать окружающим свою самостоятельность. Татьяна из их числа. Она принимает решение самостоятельно добраться до места соревнований в Новочебоксарск, чтобы не обременять группу, ведь среди спортсменов из Перми она одна – колясочница.

СПЕЦКУПЕ – это реальность

Татьяна узнала, что по РЖД курсируют специальные вагоны, в них расположено купе, оборудованное для инвалидов-колясочников. Подъемник позволяет попасть в вагон, не вставая с коляски, что особенно удобно на станции с низкой платформой. Также у вагона есть специальный трап, по которому коляска свободно проезжает расстояние между вагоном и платформой.  На каждой станции технические специалисты следят за работой подъемника и трапа. Из тамбура вы попадаете в небольшой широкий  коридор: по правую руку от вас будет туалет, а чуть дальше – само купе. Двери в купе и туалет намного шире стандартных. Затем коридор сужается, и начинается обычный вагон с обычными купе.

В спецкупе удобная нижняя полка для инвалида-колясочника и верхняя полка для сопровождающего, столик и кресло с поручнями. Нижняя полка имеет регулируемые подголовники, то есть может трансформироваться в любое необходимое для инвалида положение (сидя, полулежа, лежа). На стене прикручены поручни, чтобы переворачиваться. Также полка имеет специальный бортик, который можно поднять, чтобы не свалиться, если поезд сильно качнет.

Купе широкое, коляску необязательно складывать и убирать – место для прохода остается. Есть розетка, кнопка вызова проводника, табло, информирующее о времени, температуре и свободен ли туалет.

Туалет удобный. Такая же широкая дверь, как и в купе. Унитаз с поручнем,  к раковине  можно подъехать на коляске, есть горячая вода. Не надо прижимать кнопку пальцем, чтобы умыться. Два крана позволяют сделать воду нужной температуры. Есть жидкое мыло и освежитель воздуха.

«В целом купе для инвалидов – это огромный шаг вперед РЖД в организации безбарьерной среды во время путешествия инвалида-колясочника, – говорит Татьяна. – Спасибо за внимательное отношение, четкую и слаженную работу персонала вокзала Пермь-2 и Казань-2, за высокий профессионализм проводников поезда «Пермь – Новороссийск».

Информация о спецкупе и грамотном обслуживании персонала РЖД полностью подтвердилась во время  поездки Татьяны на поезде «Пермь–Новоросcийск» до станции Казань-2 на соревнование в Новочебоксарск.

Танина победа

Соревнования проходили в спортивном комплексе, где кроме легкоатлетического манежа есть плавательный бассейн с дорожками 50 метров. Татьяна толкала ядро. В своей группе она вошла в пятерку сильнейших спортсменов с ПОДА. Но главная ее победа в том, что она преодолела свой страх – путешествовать самостоятельно по РЖД. Она выработала для себя алгоритм действий от покупки билета до посадки и высадки из поезда и поделилась с читателями. Татьяна доказала себе, что вполне самостоятельна, она, как и в юные годы, полюбила путешествовать по железной дороге. Татьяна благодарит всех друзей, кто поддержал ее, а также свою семью и любимого мужа Андрея Андреева.

Однажды русский поэт Николай Некрасов воскликнул: «Я жив, пока я на ходу!» Полный вперед!

Надежда Иванова

 

Как купить билет  в спецкупе на станции Пермь-2?

Алгоритм прост.

– Билеты в спецкупе начинают продавать за 45 суток до отправления поезда. Лучше побеспокоиться в день начала продаж.

– Телефон 230-30-69 соединит вас с дежурным по вокзалу. У него вы можете заранее уточнить номер поезда, по каким числам он отправляется, время в пути, обсудить встречу и проводы. Нужно только обязательно сказать, что вы инвалид-колясочник.

Далее касса № 1. Оператор-кассир при наличии документов (паспорт, розовая справка, ИПР) оформит билет в спецкупе, а также проконсультирует, за какое время до отправления нужно подъехать на вокзал, занесет в базу данные, чтобы вашу машину или такси пропустили на территорию вокзала, прямо к поезду.  Чтобы вас встретили и проводили.

– По телефону единого информационно-сервисного центра РЖД  8 (800) 775-00-00, добавочный 1, находясь в поезде, сообщаете, куда вы прибываете (в какой город), номер поезда и куда вам нужно проследовать дальше. По прибытии поезда вас уже будут встречать и помогут добраться до конечного пункта.

Например, Татьяна сделала пересадку с вокзала Казань-2 до Казани-1, а оттуда на автобусе доехала до Новочебоксарска. Из личного опыта Татьяна отмечает, что сотрудники вокзала умеют управлять коляской, при необходимости не боятся подержать инвалида на руках, хорошо обращаются с багажом. Служба работает отлично, а город Казань словно создан для инвалидов-колясочников: плавные подъемы и спуски, широкие тротуары, нет бордюрных перекрытий.