Есть в учебных учреждениях края такие мастера, которые стали для своих воспитанников близкими и надежными людьми
Мастер производственного обучения, педагог способен навсегда определить судьбу молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Наталья Степановна Ильина шла к своей профессии долго, но целенаправленно.
– Сегодня ко мне приходят учиться ребята, среди которых встречаются не знающие, где на линейке 0 находится, – говорит она, – приходится показывать им, откуда ведется отсчет миллиметров.
Наталья выросла в поселке Верх-Лысьва Верещагинского района. Отец работал бухгалтером, мать — заведующей клубом. Обслуживающему труду, которому девочек обучали в школе, она предпочла технический труд, ушла с одноклассницами в мастерскую, где преподавали мальчикам. Там она изготавливала скалки и разделочные доски, занималась резьбой и росписью по дереву. Научилась работать на деревообрабатывающих станках, а также кисточкой и стамеской. В аттестате — четыре «четверки», остальные – «пятерки».
После школы поступила в пермское педагогическое училище № 4, как тогда называлось учебное учреждение, известное сегодня как пермский краевой колледж «Оникс». Ей хотелось делать красивые вещи и учить этому других. Получила специальность «учитель технологии» и диплом с отличием.
Вышла замуж. Родила сына. Трудовую деятельность в колледже начала с должности библиотекаря, была лаборантом, секретарем директора, потом поступила на факультет педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарного педагогического университета, который окончила в позапрошлом году, получив специальность учителя-логопеда.
Сегодня Наталья Степановна – мастер производственного обучения, занимается с учащимися художественной обработкой бересты, является председателем предметно-цикловой комиссии коррекционно-развивающих дисциплин. Работает с инвалидами, выпускниками коррекционных школ 7-го и 8-го вида. За этими сухими словами — фантастический мир, параллельный всем остальным.
В прошлом году у неё был первый выпуск — колледж окончили две группы ребят с ограниченными возможностями здоровья. Срок обучения — два года. Она преподавала им проектирование и технологию изготовления художественных изделий из бересты. Сначала учила их делать самые простые вещи — берестяные бусы, ободки, аппликации. Затем пошли изделия посложнее — прорезная береста для декоративного оформления ваз, шкатулок и прочего, а также изготовление украшений — кулонов, сережек, браслетов.
Казалось бы, чего тут сложного, если не помнить, что это дети с различными видами умственной отсталости, аутизмом, детским церебральным параличом и синдромом Дауна. У большинства учащихся большие проблемы с мелкой моторикой рук. Не все диагнозы известны педагогам, поскольку разглашению не подлежат.
Конечно, в колледж принимают не всех желающих, а только тех, кто по состоянию здоровья обучению все-таки поддается. И все равно преодолеть расстояние между инвалидом и педагогом бывает очень и очень сложно.
Большинство ребят приходят сюда, не пройдя вообще никакой социализации. Встречаются с глубокой умственной отсталостью. «Как тебя зовут?» – спрашивает Наталья Степановна. «Я», – отвечает учащийся. «Как твоя фамилия?» – спрашивает она. «Сережа», – отвечает тот. Обучение начинать приходится с азов — необходимо научить их разговаривать и понимать других.
При этом работа с берестой порой требует ювелирной точности, художественного и абстрактного воображения. Сложные работы удаются не всем, а у других нет и желания — есть такие, которые могут нагрубить мастеру. Существует и такая проблема.
Но те же ребята с ДЦП могут понимать абсолютно все и быть предельно трудолюбивыми. Одна такая первокурсница не только успешно осваивает программу, но успевает и сверх того, записываясь в разные кружки.
Другая живет в своем собственном мире – как найти с ней общий язык? Мастер производственного обучения Ильина делает это с помощью труда, ведь девочка все понимает и все исполняет, хотя ни с кем не разговаривает. Она хорошо плетет, делает аппликации, рисунки и витражи. Были такие, от которых просто не знаешь, чего ожидать: один на занятиях неожиданно перевернул парту, другой пытался вскрыть себе вены. Что может преодолеть такой страшный барьер между людьми? Только любовь и терпение. Работа на уровне психотерапевта.
Две группы её первого, прошлогоднего выпуска — это двадцать пять человек. Они звонят, приходят, находят Наталью Степановну в социальных сетях. Выясняется, что процентов семьдесят из них продолжают свое образование дальше, кто-то учится на повара, кто-то на швею, кто-то на парикмахера. А кто-то — на мастера ландшафтного дизайна. И только один — по прямой профессии, он работает в ремесленной лавке, изготавливает изделия из дерева и бересты. Найти работу по профессии сложно, а жить без коллектива уже невозможно. Колледж стал для них дверью в общество, они прошли здесь социализацию и получили профессию.
Нынешние первокурсники — 14 человек. Писать конспекты под диктовку не могут. Наталья Степановна готовит материал в печатном виде — кто-то из учащихся просто вклеивает его в тетрадь, кто-то – переписывает текст. С памятью тоже большие проблемы — подросток может каждый день читать сказку «Колобок», а через неделю не помнить её содержания. На уроках изучали правила безопасности труда, по тесту надо было ответить на вопросы «да» или «нет», один обучающийся на десять вопросов дал девятнадцать ответов. Каким нужно обладать терпением, чтобы в конце концов дать этому человеку профессию и научить его жить в обществе! Единственный выход в этой ситуации — привить трудовой навык настолько, чтоб остался на всю жизнь. Приходится упорно повторять с ребятами одни и те же операции каждый день. И здесь способности разные — кто-то коврик сплести не может, кто-то быстро осваивает косое плетение. К каждому нужно найти свой подход, иначе результатов не достичь.
– Самое важное, быть может, для этих обучающихся то, что они активно друг с другом общаются, – говорит Наталья Степановна, – и не только между собой, но и с другими ребятами, которые, кстати, не отгораживаются от инвалидов, а, наоборот, с охотой участвуют в общих мероприятиях, например, таких как: «Неделя молодого рабочего» или «День колледжа». Наши мастера и педагоги делают все, чтобы создать в колледже атмосферу самоуважения, доверия и по-настоящему человеческих отношений.
Дерево и береста — это один из природных материалов для изготовления декоративных изделий. Наталья Степановна уже знает, что подросток с ограниченными возможностями здоровья приходит в колледж учиться художественной обработке дерева и бересты, а уходит способным не только мастерить различные поделки, но и найти общий язык с другими людьми. Она, мастер своего дела, знает, что это самое главное для того, кто жить только начинает.
Юрий АСЛАНЬЯН