Под лежачий камень…

Номер газеты, который вы держите в руках, последний в уходящем году. Многие страницы «Здравствуй!» создаются благодаря вашим весточкам, вашему участию в общественной жизни организаций инвалидов. Отрадно видеть позитивные материалы. Однако вспомним и другие, менее приятные, например, о том, что по-прежнему не все хорошо у нас  с лечением, получением технических средств реабилитации. Многим людям с ограниченными физическими возможностями приходится сиднем сидеть в своих квартирах, писали и о случаях дискриминации. Все это взывало к необходимости использования международного опыта в решении проблем.

Искорка надежды на переломные моменты блеснула на горизонте инвадвижения, когда Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов. Документ, который уже в этом году, констатирует Инва-инфо, обязывает привести законодательство страны в соответствие с его положениями.

Скажем, в развитии инклюзивного образования. Впервые это понятие в РФ включено в законопроект «Об образовании», вынесенный на обсуждение Госдумы. Да вот беда: мы и тут оказались позади планеты всей. Количество инклюзивных школ не превышает даже в столице пяти процентов. Отсутствуют четкие механизмы нормативно-правового регулирования, возможность различных форм для получения такого образования: безбарьерная среда становится препятствием для детей-колясочников, необходимость соответствующе подготовить преподавательский состав. Отсюда многие родители в сомнении: не снизит ли сов­местное обучение детей-инвалидов и здоровых детей в общеобразовательных школах общий уровень образования?

Иного рода вопросы волнуют москвичку, кандидата филологических наук Ирину Алексееву. «Знаю, — пишет она, — что ратификация разных конвенций проходит долгий и таинственный для непосвященных людей путь. И мне хотелось бы знать, а когда закончит этот путь наша конвенция. Почему только объединениям инвалидов дано право участвовать в обсуждении ее положений? А как быть с нами, колясочниками, способными передвигаться лишь по квартире, от двери до двери подъезда в лучшем случае?»

Разумеется, жизнь в связи с ратификацией Конвенции ООН выдвигает немало и других вопросов, на которые еще нужно будет искать ответы. Об этом, надеюсь, еще поговорим в следующем году. А пока обратимся к нынешним делам, событиям, прошедшим в разных регионах страны.

В Улан-Удэ, сообщает Эржена Будаева, с помощью пожертвований граждан и организаций сооружен еще один пандус. Выбор пал на школу № 20, которая подключилась к эксперименту по продвижению инклюзивного образования. Планируется провести уроки доброты по пониманию инвалидности для детей младших классов. Вести уроки будут инвалиды на колясках.

Тему продолжает еще одно сообщение из Бурятии. Здесь впервые прошел молодежный форум, целью которого  является вовлечение молодых людей с нарушением зрения в активную жизнь. Участники – инвалиды их Хакасии, Тувы, Иркутска, Забайкальского, Красноярского краев –  обсудили реализацию возможностей передвижения инвалидов по зрению с помощью использования системы навигации. Здорово!

Москва. В одном из городских парков были собраны дети с инвалидностью и без – участники проекта «В спорте все равны». Помимо футбола и других спортивных мероприятий, в программу встречи вошли выступления вокальных и танцевальных творческих коллективов. Школьники смогли продемонстрировать чудеса водительского мастерства на трассе картинга.

В Волгограде стартовал проект «Молодые волгоградцы за город, доступный для всех», цель которого организовать совместную деятельность молодежи с инвалидностью и без нее по созданию безбарьерной среды для незрячих и слабовидящих. В ходе реализации проекта сформирована группа студентов архитектурно-строительного университета. Их силами адаптировано 25 социально значимых объектов, планируется установить рельефно-графические план-схемы в помещениях соцкульт­быта, распространить модель создания безбарьерной среды по области и другим регионам страны.

Завершить свои размышления по обзору читательской почты хотелось бы на оптимистической ноте московской информацией, которая словно подводит своеобразную итоговую черту под тем, чем жили организации инвалидов, все мы, в течение уходящего года: нашим отношением к инвадвижению, к газете (нужна ли она пермским инвалидам?), заинтересованности.

Итак, на территории столицы стартовал конкурс «Один день из моей жизни». Его организаторами выступили портал для людей с ограниченными возможностями от 14 до 30 лет и городской департамент семейной и молодежной политики. Их задача – показать,  как на самом деле люди с инвалидностью своими будничными достижениями могут заставить здорового человека взглянуть на понятие «инвалид».

Только ежедневное совершенствование себя, своих возможностей, даже в простых бытовых вопросах, укрепляет дух и характер, может стать стимулом к самообразованию. Все это наводит на мысль, что для человека с инвалидностью при определенных условиях его жизни нет ничего невозможного.

Василий ЕРМАШОВ