Ира выходит на прогулку позже всех и уходит раньше. Она медленно одевается, пальцы едва ее слушаются, зато самостоятельно, без посторонней помощи. У Ирины ДЦП, она ходит в обычную группу коррекционного детского сада, и ей нравится быть вместе с ребятами, быть, как все. Придя с прогулки раньше других, она не скучает, Ирина помогает няне накрывать на стол, раскладывает ложки, носит хлебушек. Она полностью погружена в детсадовское общество, ей здесь комфортно.
Наденьку в детский сад мама приносит на руках или привозит на коляске. Так быстрее, считает она. Надя плохо ходит с рождения. На танцевальных занятиях она выполняет упражнения вместе со всеми ребятами и даже не замечает, что у нее получается немного не так. Она открыта миру, она принимает себя такой, какая она есть. Во время праздников девочка танцует, выполняя свои, особые движения, но вместе со всеми в единой композиции. Так профессионально ставит танец хореограф.
Дарья на утреннике чаще всего сидит (заболевания стоп), но когда подходит время читать стихотворение, она встает, медленно выходит в центр зала и рассказывает без запинки. И никто ни разу ее не поторопил, а наоборот, все терпеливо ждут, очень внимательно слушают и провожают аплодисментами.
Еще несколько месяцев назад мамы этих детей сомневались в детском садике и прежде всего в своих собственных детях. «Он же у меня инвалид, он не справится, он должен находиться под постоянным присмотром», – так думает большинство родителей и тем самым лишают ребенка самостоятельности, контакта с окружающим миром.
Гиперопека мам – одна из самых распространенных проблем. «Я одену его быстрее, я сама лучше накормлю, я донесу его на руках», — считает почти каждая мама. Многих к такому поведению подталкивает ложное чувство вины. «Ребенок-инвалид – это мой крест, и я должна, я просто обязана…». Как правило, такие мамы все время находятся рядом с ребенком, редко выходят в общество, не занимаются собой. На первом месте – лечение. Жизнь состоит из больниц, врачей, процедур.
Ребенок растет, его сверстники начинают посещать детский садик, разучивают стихи, песни, радуют мам рисунками и поделками, они развиваются. «А как же мой?», — задается вопросом мама. И тут у нее возникает страх, она боится отпустить его в общество. Но ведь она даже не ведает, что ее ребенку все нипочем, внутренне он свободен. Изначально малыш считает себя таким же, как все. Ребенок открыт для этого мира, он не ощущает себя другим. В обществе мальчишек и девчонок он видит себя таким же, как и они, – веселым, озорным, задумчивым и даже немного капризным. И только близкие люди говорят, внушают ему, что он не такой, он – другой. Но сам-то ребенок этого не ощущает. Он живет общением со своими сверстниками. И только мы, взрослые, начинаем вбивать в него комплексы.
Педагоги и психологи уверены, чем раньше (3–4 года) мама поведет ребенка в детский садик, в детский коллектив, тем быстрее он адаптируется в обществе, у него легче и быстрее будут вырабатываться механизмы приспособления к окружающему миру.
Родители должны определиться, чего они хотят для своего ребенка. Чтобы он вырос домашним и беспомощным, а мама реализовала личные амбиции заботливой домохозяйки? Или чтобы ребенок был практически такой же, как все, столь же успешен, столь же востребован? Тогда надо позволить ему выйти в общество, и чем раньше это произойдет, тем больше шансов на успех.
Сегодня мама окружила своего ребенка теплом и заботой, спрятала от внешнего мира, не всегда доброго, а порой злого и жестокого. Но ведь жизнь заканчивается не сегодня и не завтра, она длинная, все зависит от того, сможет ли он сделать первый шаг, преодолеть себя. Ты сейчас его защитишь, а завтра? Имеешь ли ты право лишать своего ребенка первого шага преодоления, победы над собой?
Коррекционный детский садик предоставляет ребенку возможность поверить в себя, поверить в то, что он сможет и у него все получится. Совсем недавно я побывала в детском садике
№ 137, который является дошкольным образовательным учреждением I категории, осуществляющим квалифицированную помощь детям дошкольного возраста в коррекции тяжелых нарушений речи, опорно-двигательного аппарата, задержке психического развития, интеллектуальной недостаточности. Здесь детей с ОВЗ окружает много помощников: психолог, логопед, дефектолог, специалист ЛФК, высокопрофессиональные воспитатели, няни. Оборудована группа для детей с ДЦП, есть тренажерный, физкультурный залы, зал для музыкальных занятий. Ежедневно идут занятия со специалистами, к каждому празднику готовятся выступления детей. Раз в году проходит практическая конференция с интересными докладами. В таком садике ребенок постоянно находится под присмотром специалистов. Понятно, что воспитатель – это не мама, сюсюкать не будет, но если что, она первая придет на помощь. Совсем другими становятся коллективы детей и взрослых, когда в группу поступает ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата. Толерантность, сдержанность, терпимость, взаимопомощь становятся первоочередными правилами жизни и детей, и взрослых.
Детский коллектив – уникальный, он учит, он воспитывает, он дает возможность каждому ребенку сделать первый шаг, преодолеть себя. Одеваются все самостоятельно – и я смогу. Кушают все сами – и я научусь. Я тоже порадую свою маму рисунком, поделкой, стихотворением. Педагоги начальной школы отмечают, что из коррекционных детских садиков выпускаются дети с особым отношением к жизни, умеют дружить, заботиться, умеют слышать других, сопереживать. Они могут постоять за себя. А значит, первый шаг над собой они сделали, научились преодолевать первые трудности. Сколько еще будет этих шагов в жизни ребенка-инвалида? Да, пожалуй, вся жизнь…
Надежда Иванова