ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК СЕМЬИ

В то время, когда многие из наших мам и пап создавали семью, о семейном психологе знали лишь понаслышке или из зарубежных фильмов.  Чаще всего для молодых и неопытных семейных пар советчиком выступала соседка или подруга. Сегодня сопровождение семьи психологом становится  нормой для многих благополучных семей. Особенно важен патронаж семьи, где растёт ребенок с отклонениями психического и физического здоровья или ребёнок-инвалид.

У нас в гостях Ольга Алексеевна Зимина, семейный детский психолог ГБУ ПК Центр комплексной реабилитации инвалидов «Служба ранней помощи»

– Ольга Алексеевна, кто такой семейный психолог и зачем он нужен, ведь раньше обходились и без него?

– Семейный психолог – это специалист, который оказывает психологическую помощь, психодиагностику парам, а также помощь при затруднениях в детско-родительских взаимоотношениях.

Семейный психолог – это человек, обладающий специальными знаниями по психологии и педагогике и умеющий применять их на практике. На психологической консультации семья получает информацию, необходимую для улучшения атмосферы в семье. Зачастую психологическая грамотность уберегает человека от поступков, разрушающих его семью.

Современный семейный психолог консультирует и помогает при очень широком диапазоне психологических проблем. Дело в том, что и культура человеческих отношений, и переживания отдельной личности всегда тесно связаны с вопросами, которыми занимается семейная психология.

– Когда поступает первое обращение родителей к психологу с просьбой проверить, правильно ли развивается их ребенок? Когда лучше это делать, в каком возрасте?

– В каждой семье первый визит к детскому психологу происходит по мере назревания проблемы. Обычно в 1-й год жизни многим родителям рекомендуют посещение психолога с целью проверить развитие малыша. В 2-3 года родители приходят с проблемой: ребенок агрессивен, частые истерики, не слушается, обижает сверстников, не обращает внимания на детей, играет один, часто замыкается. У кого-то в семье есть старшие дети, и родители сравнивают развитие и при первых отклонениях в психическом, эмоциональном, познавательном развитии идут к специалисту.

В целом детей при подготовке в детский сад с 2-3 лет отправляют к психологу, и это нормальный возраст, но если что-то беспокоит, то чем раньше, тем лучше.

– Рождение ребенка с отклонениями в развитии влияет на климат семейных отношений?

– Безусловно. Несмотря на то, что появление в семье ребенка — одна из самых больших радостей жизни, рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью.

Деформируются сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений, система отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, из привычных социальных отношений, как это происходит с матерью ребенка. Жизненный стереотип отца не столь сильно подвергается изменениям. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Они жалуются на обилие повседневных забот, связанных с ребенком, что ведет к повышенной физической и моральной нагрузке, подтачивает силы, вызывает утомление. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессио­нальной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

– С чего вы начинаете свою работу, когда берете новую семью? Видны ли проблемы в семье сразу?

– При первой встрече происходит знакомство с семьей и выяснение запроса, но в основном с ребенком приходят мамы, папы редко радуют нас своим присутствием, хотя я рекомендую приходить всей семьей на занятия.  В течение месяца ребенок посещает занятия в центре, соответственно практически ежедневно встречаемся с ребенком и родителем.  Проблемы видны сразу, и это одни и те же проблемы, редко чем удивляют в своих запросах к психологу родители.

– Ольга Алексеевна, что для вас самое сложное при первом знакомстве и в последующей работе с семьей, с ребенком?

– Убедить родителей изменить свой привычный неправильный семейный уклад, который сказывается неблагоприятно на развитии ребенка.

Но, работая уже более 10 лет с такими семьями, я выработала стратегию взаимодействия с семьями, добиваюсь того, что занятия посещает вся семья, либо папа с мамой чередуются, что плодотворно сказывается на внутрисемейной гармонии.

– Всегда ли родители (родственники) выполняют рекомендации психолога и почему не всегда?

 – В основном всегда, так как семья проходит курсы реабилитации два раза в год, и мы с родителями взаимодействуем довольно часто, контакт уже налажен, динамика есть.

Не всегда рекомендации выполняют новички, которые еще сами в стрессовом состоянии, не до конца приняли болезнь ребенка, в центре мы адаптируем семью, работаем с ней, помогаем принять ребенка, и далее уже работа идет легче.

– Очень часто дети с отклонениями в развитии находятся под сильной опекой со стороны родителей и родственников. Как с этим бороться?

– В процессе реабилитации получается наглядно показать маме и папе, что умеет и на что способен ребенок. И как их опека мешает его развитию. Наглядными примерами и боремся.

– Взаимодействие с другими специалистами помогает работе психолога?

– В Центре «Служба ранней помощи» работают много специалистов (логопед, специалист по реабилитации, ЛФК, массажист, врач-педиатр), работаем мультидисциплинарно, то есть ставя какую-либо задачу так или иначе, каждый специалист затрагивает работу над этой задачей. Задачи ставим достигаемые, чтобы семья видела, как можно маленькими шажками двигаться к цели и все преодолеть. За 21 день курса реабилитации можно добиться многого, работая командой.

– Для многих родителей время самоизоляции стало очень сложным периодом, мама и папа не знают, чем заниматься с ребенком. Что вы посоветуете?

Советы родителям от семейного психолога Ольги Алексеевны Зиминой

Прямо сейчас уберите все пазлы, пирамидки, вкладыши, машины, мячи, куклы и т. д. Тогда встает вопрос: «Чем заняться с ребенком?»

  1. Каждый день дети совместно с родителями выполняют комплекс упражнений:

– приседания (родители совместно с ребенком), качаем пресс, хождение на руках («делаем тачку»);

– качание ребенка на качелях либо на руках, в разных плоскостях (горизонтально, вертикально, по кругу, в зависимости от предпочтений ребенка);

– бег через предметы (игрушки, препятствия);

– игровая борьба с родителями;

– игра: выползти из-под давления на ноги или корпуса, из бельевого кокона (простыни, пододеяльника и т. д.);

– ползание по туннелям (самодельным: из стульев и т. д.);

– игры с ударами и толканием, бросанием мячей и предметов.

  1. Привлекаем детей к домашним делам:

– вместе с ребенком замесите тесто (дайте ему отдельную емкость и пусть он одной, другой рукой месит);

– совместный разбор покупок (дайте ребенку возможность рассортировать все купленное в холодильник, в емкости и т. д);

– при приготовлении еды ребенок может рвать зелень или резать что-либо – в зависимости от возраста;

– достать белье из стиральной машины, помочь развесить. Также ребенок может рассортировать носки по цветам;

– совместная приборка (протереть пыль, подмести, полить цветы).

  1. Совместные игры с родителями:

– возьмите старый рулон обоев, повесьте его на стену и дайте возможность ребенку самовыражаться, рисуя на нем;

– расстелите рулон обоев на полу, обведите руки, ноги ребенка, а потом он ваши обводит. Затем можно положить ребенка и обвести полностью, потом ребенок может обвести вас. Силу­эты можно раскрасить;

– возьмите 2-3 рулона туалетной бумаги (мягкой или более жесткой) и обмотайте ребенка с ног до головы;

– имитируйте ходьбу животных (покажите карточку или самого животного ребенку и, чередуясь с ним, имитируйте ходьбу животного).

  1. Организация сна ребенка:

– укрывайте ребенка утяжеленным одеялом (стеганым);

– положите как можно больше маленьких подушек в кровать ребенку;

– укладывайте ребенка в подогретую постель (с помощью бутылок с горячей водой можно подогреть постель);

– старайтесь стирать детское белье порошком и кондиционером без запаха;

– одевайте ребенка дома в удобную одежду;

– запишите сказку своим голосом и включайте ребенку (днем, на ночь).

Мы благодарим семейного психолога Ольгу Алексеевну Зимину за интервью и полезные советы для родителей. Желаем семьям быть дружными, крепкими и здоровыми. И личное счастье, и воспитание благополучных детей достигается одним и тем же методом – воспитанием любви, когда все, что происходит в семье, воспринимается с любовью.

Материал подготовила
Надежда Иванова