Первокурсник

Stepanenko

Володя Степаненко учится в пермском колледже «Оникс». У мамы Ирины Николаевны два высших образования, но она была вынуждена девять лет не работать, чтобы иметь возможность лечить и воспитывать сына. При этом отец Юрий Владимирович, водитель, работал один.  Старшая дочь Валентина – уже студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

У Володи случилась черепно-мозговая травма при родах — перинатальное поражение головного мозга, были нарушены слуховая и речевая зоны. Позднее поставлен диагноз аутизм.

Мальчик долго не разговаривал — до пяти лет. Врачи успокаивали, что такое бывает. В четыре года мама стала возмущаться бездействием медиков. Мальчика отправили на обследование к сурдологу, поскольку предположили проблемы со слухом. Его положили в нейропсихологическое отделение.

Мама помнит всех врачей по имени, фамилии и что каждый из них сделал для сына. Володя посещал логопедическую группу детского сада. Ирина Николаевна уверена, что ребенка с нарушением речи надо погружать в здоровую среду, которая будет положительно влиять на ребенка. Иначе он долго или никогда не научится говорить правильно. Ей дали совет: идти с ребенком в нормальную группу. Аутистов необходимо до семи лет вводить в общество сверст­ников. Иначе они будут бояться людей.

Мама делала все, чтобы ее мальчик стал здоровым: она использовала все возможные методы — лекарственные препараты, иглорефлексотерапию и мануальную терапию. И постепенно здоровье ребенка стало выправляться. В шесть лет у него появились первые друзья. Правда,  их всегда было немного.

В восемь лет Володя пошел в коррекционную школу № 20, где начал заниматься по программе индивидуального обу­чения, с посещением школы. Общими с классом были труд, физкультура и пение.

Параллельно стал посещать занятия кружка сувенирной игрушки в центре «Рифей», что в Индустриальном районе Перми. Педагог Светлана Николаевна Третьякова сделала для ребенка очень много. Занятия лепкой из глины и соленого теста помогали развивать мелкую моторику рук. Развивались пальцы, улучшалась речь. Он с легкостью заучивал стихотворные тексты. Они до сих пор посещают занятия в кружке — уже десятый год. И будут заниматься дальше, поскольку это благотворно сказывается не только на здоровье юноши, но и на его прикладном мастерстве, развитии художественного вкуса. В кружке можно заниматься до 21-го года.

Аутизм преодолевали вместе. Например, в гости, на день рождения сначала уходили папа с дочкой — и только потом приходили сын с мамой, чтобы мальчик видел там родные лица. Со временем Володя перестал бояться людей.

В этом году они побывали на дне открытых дверей  в колледже «Оникс». Володя поступил на первый курс, где начал учиться по специальности «художественные изделия из бересты».

Сегодня  медиками на первое место ставится перинатальное поражение головного мозга, а аутизм идет как сопутствующее заболевание. Юноша общается со сверст­никами, но больше любит животных — свою кошку и собаку, с которой ходит гулять. В деревне, где у родителей есть дом, Володя с удовольствием носит воду, пилит ручной пилой и колет дрова.  Родовая травма дает знать о себе до сих пор –  он не всегда понимает заданный ему вопрос, случается, ошибается, отвечает невпопад, не все могут понять, что он говорит. При этом у него свой взгляд на многие вещи, проявляется характер. Любимым занятием остается баскетбольное бросание мяча во дворе дома и компьютер, который он освоил самостоятельно.

У Володи хорошо развита зрительная память, получается работать руками. Теперь надо сосредоточиться на развитии фантазии, воображения. Мама уверена, что прикладное творчество — это будущее её сына.

Павел КИЧИГИН