Пермский Хонда

Молодой парень конструирует велосипеды
для спортсменов с ДЦП.
Мечта изобретателя – запустить технику
в широкое производство

02-17-12

Разобрал – собирай!

Идея создания собственной модели трехколёсного велосипеда для спортсменов с ДЦП возникла у пермяка Ивана Лебедева не на пустом месте. Познакомившись с ребятами-паралимпийцами, он увидел, что их велосипеды далеки от совершенства и слишком много весят. Он взялся помочь – их проблемы юноше близки: он сам не ходил до 7 лет. Родители тем не менее купили ему велосипед. И он, как был в гипсе, сел и поехал.

На окончание 7-го класса подросток получил уже горный велосипед. Вместо того, чтобы на радостях оседлать его, любознательный Иван удумал его разобрать. Сказано – сделано: разобрал до последней гайки. Вспоминая этот случай, Иван смеётся:

– Не забуду, как отец посмотрел на  гору металлолома, а потом  сказал: «Как разбирал его, так и собирай обратно». Собрал, конечно, – методом проб и ошибок. Научился чинить, настраивать, менять детали, а потом с одним другом организовали дело – стали предлагать желающим свои услуги по ремонту велосипедов. Нам было всего по 15 лет. Немножко зарабатывали на этом – сникерс и кола были ежедневно. Родители, правда, побаивались, что мы что-нибудь испортим, но мы были в себе уверены, потому что натренировались на своей технике.

Следующим этапом стало оформление своего ИП и открытие мастерской. Когда однажды попросили собрать трёхколёсный велосипед, Иван не отказался – это показалось интересным, каким-то новым витком.

Несмотря на отсутствие инженерного образования, парень приступил к расчётам и испытаниям. В этом плане его можно, наверное, сравнить с Соитиро Хонда – основателем одно­имённой компании, который вначале ремонтировал автомобили, потом собрал первую машину. А однажды придумал, что к обычному велосипеду можно приделать мотор – так получился мопед. А до мотоцикла «Хонда» было рукой подать. Так и у Ивана Лебедева. Правда, он долго не осознавал, что велосипед может стать делом его жизни: учился (но не доучился всего неделю) на зубного  техника, организовал  курьерскую фирму по доставке корреспонденции на велосипеде.

Изобрести велосипед

Действительно, судьба подарила ему встречу с интересными людьми, спортсменами с ДЦП, сильными и волевыми людьми. И вот именно тогда Иван Лебедев сказал ребятам о том, что может попробовать создать пермский трёхколёсный велосипед, который не уступал бы зарубежным аналогам, был бы легче раза в два и манёвреннее. – Мы заключили договор, и я надеялся, что  велосипед удастся сделать за короткий промежуток времени. Но вот уже прошло 4 года, велосипед есть, но в нём ещё многое нужно дорабатывать. Потому что всё оказалось гораздо серьёзнее, чем я думал. Нужно было над конструкцией думать, решать, какие материалы для облегчения веса использовать. 

Что было сделано мной и моей командой? Мы сделали целиком раму велосипеда, подходящую под стандартные запчасти, чтобы не возникало трудностей на соревнованиях или просто при эксплуатации велосипеда. Поставили задний дифференциал, полуоси, втулки, крепления для дисковых тормозов, переходники. Всё остальное – стандартное. Мой велосипед сейчас весит 12 кг, почти как зарубежные аналоги, а тот, которым пользуются ребята, – 26. А ведь в велоспорте каждый грамм важен.

Я очень благодарен спортсменам, что они терпеливо дожидаются, когда я доведу велосипед до ума. Сейчас проект находится на стадии завершения, есть опытный образец, который я сам лично обкатывал. Правда, заказчика он не совсем удовлетворил: коротковатой и низковатой показалась рама. Конечно, ошибки есть – от этого никто не застрахован, тем более если создавать что-то с нуля. Главное – эту ошибку исправить. Сейчас мы этим занимаемся и к январю должны закончить.

Движение вперёд

На базе этого велосипеда  Иван Лебедев создаёт уже и другие модели для людей с ограниченными возможностями.

– Я просто хочу дарить им свободу передвижения, – говорит изобретатель. – Восхищаюсь этими людьми. Познакомившись с ними, я понял, что мои трудности ничего не значат по сравнению с их трудностями. Сейчас я бросаю все свои силы на разработку, модернизацию велосипедов для них, хотя это и не приносит мне никакой прибыли. Потому что  это социальный бизнес. Но это  мой выбор.

В планах Ивана Лебедева – заниматься и двухколёсными велосипедами, создать свой бренд. Более того – открыть небольшой заводик по производству этой техники. Звучит, может, и фантастично, но, учитывая целеустремлённость молодого изобретателя, можно не сомневаться – у него получится.

Ирина ГИЛЁВА