Коррекционная школа № 155 для детей с ограниченными возможностями здоровья была создана 15 лет назад в Кировском районе Перми. Сегодня в ней учатся с 1-го по 9-й классы. По два параллельных – и не больше 15 человек в одном классе. Всего в заведении 210 ребят и около 30 педагогов. Директор – Светлана Анатольевна Строганова.
В минувшем году школа приняла участие в реализации проекта «Организация профессиональных проб для детей с ОВЗ» с ещё одной коррекционной и одной инклюзивной школами района. Инициатором создания и реализации проекта стала заведующая отделом образования администрации Кировского района Перми Ольга Викторовна Алексеева.
Смысл проекта в том, чтобы помочь школьнику определиться с выбором специальности, которая наиболее соответствовала бы его способностям, возможностям, характеру. Сначала ребята проходили диагностику у психолога, чтобы выяснить, кто к какой профессии более склонен. Летом на базе школы
№ 73 был проведен летний лагерь профессиональных проб. Ребята пробовали работать автослесарями, девочки — помощницами воспитателей в детских садах, кто-то побывал в роли парикмахера или продавцами сумок, кому-то понравилось швейное или вязальное дело.
У части ребят из школы № 155 есть инвалидность, у большинства – нет, но имеется большой перечень профессиональных противопоказаний.
Поэтому вопросы будущего встают уже сегодня: кем быть после окончания школы? Не каждому человеку может подойти та или иная профессия. Например, очень переживали ребята, которые узнали, что не смогут получить водительские права. В подобных случаях к процессу подключались тьютер и психолог, которые объясняли ученикам, чем это вызвано, и старались перенастроить молодого человека на другую профессию, ведь выбор существует всегда.
Социальными партнерами школ при реализации проекта выступили предприятия района — например, в МСЧ № 12 школьники пробовали себя в качестве санитаров. Ещё одним социальным партнером школы стала газета «Весь Закамск». В школе
№ 155 была создана группа из восьми человек, которая решила попробовать себя в журналистике. Тьютером группы, то есть сопровождающим, стала преподаватель литературы Дарья Анатольевна Филиппова. Сотрудник редакции Надежда Николаевна Иванова учила ребят, как надо готовиться к интервью и проводить его, как писать информационные сообщения и фотографировать. Занятия начались ещё в летнем лагере. Продолжились в октябре-ноябре по два урока в неделю. В это время ребята посетили редакционно-издательский центр «Здравствуй», где познакомились с работой редакции нашей газеты и типографии.
Один из участников проекта, Андрей Абакин, сначала вообще не хотел ничем заниматься. «Зачем мне это?» – отвечал он. Но однажды попробовал фотографировать — и теперь не может остановиться. Ходит по Закамску, делает снимки, вместе с ребятами снял видеоролик о том, как они учились быть фотокорреспондентами. На выступлении перед специалистами департамента образования города в центре творчества «Исток», где подводились итоги по проведению профессиональных проб в районе, Андрей был ведущим презентации своей группы.
Кроме того, ребята выпускают газету «Школьный вестник» формата А-4, в котором рассказывают о фактах и событиях школьной жизни, в том числе о работе летнего лагеря, о проведении профессиональных проб. Восьмиклассник Максим Попов принимает в этом самое активное участие, поскольку уже решил стать профессиональным газетчиком, кем конкретно — пишущим корреспондентом или фотокорреспондентом, будущее покажет. А пишет он уже давно — и стихи, и прозу.
– Перед нынешним Новым годом ребята брали интервью у меня, – рассказывает директор школы Светлана Строганова, – и сразу стало заметно, что вопросы они задают с толком, с учетом перспективы, с развитием темы. Участие в проекте принесло первые плоды.
Пусть не все из них станут профессиональными журналистами, но гуманитарная подготовка скажется на их умении общаться, решать проблемы и просто интересно жить. Мы рады первым успехам своих молодых коллег.
Юрий АСЛАНЬЯН