Инклюзивное обучение в общероссийскую школьную практику вошло не так давно. До 2012 года, пока в Законе об образовании не появилась соответствующая статья, дети с особенностями развития обучались в специальных интернатах или не занимались вообще.
Прикамье стало одним из первых регионов, где начали активно продвигать возможности инклюзивного образования. Идея совместного обучения всех детей вне зависимости от их особенностей и возможностей в качестве эксперимента была принята в нескольких школах региона, и с 2016 года прочно вошла в жизнь. Под эти цели в некоторых школах провели внутреннюю перепланировку, входы оборудовали подъемниками для колясочников, создали отдельные классы, подготовили специальные адаптированные программы для детей с разными формами инклюзий.
Сейчас в крае работа строится в русле концепции комплексного сопровождения учеников с расстройствами аутического спектра и другими ментальными нарушениями. Программы специально разрабатываются таким образом, что могут решать целый комплекс проблем социализации и адаптации детей данной категории и их родителей. Во всех школах края для них создаются специальные условия, при этом норматив на инклюзивного ребенка в общеобразовательной школе увеличен в два раза по сравнению с обычным. Это позволяет не только создавать удобные условия для обучения, но и дополнительно привлекать в школы тьюторов и других узких специалистов.
За счет средств краевого бюджета в образовательные учреждения дополнительно приобретается оборудование для специалистов психолого-педагогического сопровождения. Как нам сообщили в краевом министерстве образования, нынче регион дополнительно приобрел современные логопедические столы, оборудованные компьютерами и планшетами для интерактивной индивидуальной работы с детьми.
– В 2021 году у нас создано два ресурсных центра по поддержке образования детей с ограниченными возможностями развития на базе коррекционных школ Перми и Березников, – говорит заведующая сектором по работе с детьми с ОВЗ министерства образования и науки Пермского края Ирина Каткова. – Каждая из этих школ как участница федерального проекта «Современная школа» получила новое учебное оборудование на восемь миллионов рублей. Теперь они являются ресурсными центрами и развивают сетевое взаимодействие со школами, где учатся такие дети.
По словам Ирины Катковой, в 2024 году подобных центров в регионе станет 14, что позволит охватить сетевым взаимодействием максимально большое количество школ Прикамья. Специалисты предполагают, что этого достаточно, чтобы все дети с особенностями здоровья были охвачены педагогическим вниманием.
Особенное образование: дома или в школе?
Между тем статистика говорит, что количество детей с задержкой развития, ментальными нарушениями и другими видами инвалидностями, затрудняющими обучение, из года в год растет. На данный момент в Пермском крае проживают более девяти тысяч детей с инвалидностью и еще более 22 тысяч – с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В общеобразовательных школах становится все больше учеников с ментальными нарушениями, родители все чаще делают выбор в пользу общего школьного образования. По данным минобразования, в 2020-2021 учебном году в Пермском крае инклюзивно обучалось 12 300 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это на 16% больше, чем в предыдущий учебный год, когда за парту сели 10 369 особенных учеников.
Это показатель того, что все больше родителей таких детей предпочитают отдавать ребенка на обучение в обычную школу. В классах все чаще появляются дети, занимающиеся по индивидуальной программе. Обычно в классах принимают таких учеников на равных, дружат с ними, общаются, помогают. Многие педагоги считают, что это идет на пользу обеим сторонам. Здоровые дети развивают в себе доброту и чуткость, а дети с ОВЗ стараются успевать за ними в учебных делах. Кроме того, при необходимости в таких классах работают тьюторы или ассистенты.
По свидетельству специалистов минобразования, многие школы отлично справляются с задачей совместного обучения детей разного уровня способностей. Например, пермская школа № 114 несколько лет назад даже стала победителем федерального конкурса «Лучшая инклюзивная школа». На уровне региона среди лучших отмечены базовая школа в Шерье, средние общеобразовательные школы в Березовке (№ 2), в Березниках (№ 17 и № 28), в Ильинском (№ 1), в Соликамске (№ 15) и другие.
Опыт лучших пермских школ, практикующих совместное обучение, свидетельствует, что при внимательном и грамотном педагогическом подходе к образовательному процессу детям с особенностями удается вписаться в атмосферу обычных учебных заведений и выполнять общие для всех учащихся требования. Впрочем, ситуации бывают разные.
– Все зависит от настроя самого ребенка, родителей и, конечно, учителей, – говорит Ирина Каткова. – В первую очередь, родители должны понимать, что отдают своего ребенка в обычную школу и что даже при самых лучших образовательных условиях со школьными нагрузками справляются не все. Самое главное, считаю, не нарушить эту грань между «могу» и «хочу».
По ее словам, некоторые из них по причине переутомления переходят на индивидуальное обучение. Иногда медицинские показания становятся определяющими в вопросе перехода на домашнюю форму обучения.
Кроме того, родители могут воспользоваться возможностью обучения детей в дистанционном формате. В Пермском крае разработана специальная программа такого обучения детей-инвалидов, в рамках которой обучающемуся ребенку и его педагогу для организации образовательного процесса приобретается специализированное оборудование. На сегодняшний день по данной форме обучаются 160 детей.
Коррекционная педагогика – мастерство особого уровня
Понятно, что закупить оборудование, обеспечить удобное размещение и перемещение ребенка с особенностями здоровья в образовательном учреждении – самое простое в организации инклюзивного обучения. Куда сложнее обеспечить школы хорошими педагогами и специалистами для работы с такими учениками.
Педагогов-дефектологов, психологов, логопедов готовят в Пермском гуманитарно-педагогическом университете и педагогических колледжах. Ежегодно около 600 уже работающих специалистов этого направления повышают свою квалификацию за счет средств краевого бюджета.
Кроме того, в Прикамье работают Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Таким образом, все педагоги из общеобразовательных организаций края могут повысить уровень своего профессионального мастерства до формата работы с детьми с особенностями развития. В том числе и на платформе цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования.
– Конечно, дефицит кадров, особенно в отдаленных территориях, у нас существует, – продолжает Ирина Каткова. – Но есть региональные программы, с помощью которых мы стараемся привлечь квалифицированные кадры. Например, учителям в возрасте до 55 лет включительно, переехавшим на работу в небольшие населенные пункты с населением до 50 тысяч человек, предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей. Молодые специалисты получают пособие в размере 50 тысяч рублей единовременно и ежемесячную надбавку в 2600 рублей к заработной плате в течение трех лет работы.
А что в будущем?
После школы обучение подростков и молодых людей с особенностями здоровья не заканчивается. Многие из них продолжают свое обучение дальше, могут получить востребованную профессию и устроиться на работу. Благодаря благотворительному фонду «Деревня Светлая», который содействует трудоустройству таких выпускников, даже ребята с серьезными ментальными нарушениями получают шанс вписаться в настоящую трудовую деятельность и выполнять посильную для себя работу.
Стоит отметить, что в техникумах и колледжах в 2020-2021 учебном году обучалось более 2,4 тысячи студентов с ОВЗ, в том числе 575 обучающихся с инвалидностью. По программам среднего профессионального образования в СПО Пермского края обучаются 333 учащихся с инвалидностью.
Как пояснили в министерстве образования и науки Пермского края, абитуриенты со статусом «инвалид» чаще всего выбирают для поступления такие направления подготовки, как «Здравоохранение и медицинские науки», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление», «Техника и технологии наземного транспорта», «Образование и педагогические науки».
Для возможности выбора и ориентации в доступных для таких ребят профессиях в регионе разработана система мероприятий по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся 9–11 классов с ОВЗ и инвалидностью. В школах проводятся классные часы, круглые столы с приглашением представителей той или иной профессии. Учащиеся и сами посещают ознакомительные экскурсии на промышленные предприятия и организации.
Большую роль играет и региональное чемпионатное движение «Абилимпикс», в котором с удовольствием участвуют студенты техникумов из числа молодых людей с ОВЗ и инвалидов.
– Чемпионат проводится в Пермском крае начиная с 2016 года, и с каждым годом масштабы мероприятия увеличиваются, – говорит Ирина Каткова. – Постоянно возрастает не только число участников и экспертов чемпионата, но и привлеченных волонтеров, а также партнеров и спонсоров. Если в 2016 году участники соревновались в пяти, то в 2021 году – уже в 27 компетенциях.
По ее словам, сейчас для трудоустройства выпускников-инвалидов в Прикамье нет никаких преград. Принята программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве в Пермском крае на 2021–2025 годы. Совместно с Центрами занятости населения (ЦЗН) по каждому из таких выпускников собирается полная информация о нозологии его заболевания, и индивидуально прорабатывается перечень возможных вакансий. Студенты и обучающиеся принимают участие в традиционных ярмарках вакансий, могут самостоятельно или с родителями искать работу в центрах занятости.
Таким образом, система «образование – трудоустройство» для жителей Прикамья с особенностями здоровья не просто построена, она работает. Было бы желание ею воспользоваться.
Инесса Суворова