Зато чиновниками создана видимость работы. Быть пациентом и неприятно, и страшно. Государственная медицина не торопится лечить, предоставляя тебя естественному выбору – платному, который не всем по карману. А иногда откровенно блюдёт свои интересы. Нигде нет гарантий. И от врачебной ошибки никто не застрахован. Взгляд на наше здравоохранение с позиции медиков тоже не слишком оптимистичен. Работают они в русле приказов Минздравсоцразвития и распоряжений больничной администрации.
Последняя регламентирует количество принимаемых больных в соответствии с так называемым муниципальным заказом. Например, у врача общей практики – 16 человек за 3 часа, у специалистов – 36 человек за 6 часов (т. е. на одного больного уходит примерно 10 минут). Но в некоторых лечебных учреждениях эта цифра может составлять и 40, и более. А практически «узкий» врач иногда вынужден принимать до 70 (!) человек за смену. (Для сравнения: в Америке специалист принимает 5-6 чел. в день).
Что такое прием? Это опрос, осмотр, документация, направления, рецепты, льготные больные. Если это краевая поликлиника, то плюсом консультации, которые не всегда оплачиваются. Человеческий конвейер. А ещё требуют отчёты, статистику. Врач оказывается заложником системы. Или подстраивайся (это неизбежные приписки, «отфутболивание» и т. д.), или уходи. К тому же зарплата врача-специалиста в 3 раза меньше, чем зарплата врача общей практики, что отражается на атмосфере коллектива, создавая напряжённость.
Вынужденные подработки в четырех-пяти местах снижают профессионализм. С введением так называемого «фондодержания» давление больничного начальства только возросло. Теперь поликлиника финансово отделилась от стационара, и большая часть средств оседает в её казне. Определённая страховая сумма лежит на каждом потенциальном пациенте, закреплённом за поликлиникой. При обследовании, лечении финансы расходуются, в противном случае они просто лежат в фонде.
Если больного госпитализируют, деньги идут за ним в стационар. Казна поликлиники худеет. Замысел чиновников заключался в том, что такой финансовый расклад переключит тумблер работы поликлиники на «профилактику», не доводя пациента до стационара. Он и не доходит. Но по другой причине. А профилактики как не было, так и нет. Опять недобрая ухмылка системы, извращающей понятия. Поликлинике стало невыгодно лечить! Врач, который действительно работает, лечит, – у администрации в «опале», а тот, кто «держит фонд», – на хорошем счету и получает даже очень неплохие премии.
Однако Минздравсоцразвитие официально не признало эксперимент по «фондодержанию» провальным. Напротив, он продолжается в 19 регионах России. Трудности реформаторов от медицины понятны: приходится мыслить абстрактно – они же не лечатся в наших больницах. Не только в медицине, но и в других социальных сферах приоритетной задачей стала экономия средств, пусть даже в ущерб основной своей функции. По этой же причине «сворачивается» жизнь на селе, с закрытием малокомплектных школ и ФАП-ов (фельшерско-акушерских пунктов). Идея экономить где только можно носит у чиновников характер патологической одержимости. В то же время в рамках стартовавшего национального проекта «Здоровье» более чем 1550 лечебных учреждений получили высокотехнологичное медицинское оборудование, большой процент которого до сих пор простаивает, а немалая часть пришла в негодность из-за ненадлежащего хранения. Вот такая экономия…
Состояние здравоохранения существенно не изменится, пока доля его финансирования будет составлять 3,7% от ВВП. (Для сравнения: во Франции – 9%, в США и Канаде – 7%). Большая часть средств, выделяемых на здравоохранение, идёт на содержание бюрократического аппарата. Краевые и областные минздравы, управления здравоохранения, офисы страховых компаний. Польза от существования последних не бесспорна, учитывая масштабы воровства в стране. А если, не дай бог, пришла беда и требуется дорогостоящая операция или лечение, «система» сыграет с тобой в «рулетку»: попадёшь в «квоту» – будешь, нет – не обессудь, все смертны…
Западные аналитики отмечают, что именно раздутый бюрократический аппарат – «гири» на ногах российской экономики. Наша система здравоохранения устаревшая и неповоротливая. Она нуждается не в косметических поправках, а в капитальном реформировании. Но кто возьмётся? А начинать нужно, как мне, врачу по профессии, кажется, с пересмотра программы обучения студентов медицинских вузов. Сейчас она включает почти четырехлетний курс общих предметов, оставляя на «чистую» медицину примерно 2 года. ПТУ – по советским меркам.
Подготовка будущих врачей построена по устаревшему принципу «выучил – рассказал», не оставляя места для самостоятельного мышления. К наглядным показателям сегодняшнего состояния российской медицины я бы отнесла рубрику «Доброе сердце» еженедельника «АиФ», где, как «под копирку», повторяются ситуации с больными детьми. Месяцами и годами наши врачи не могут поставить диагноз или подобрать правильное лечение. После сбора «с миру по нитке» определённой суммы денег ребёнок наконец оказывается в Германии (Англии, Италии и пр.), где ему уже в первые дни пребывания ставят диагноз и назначают лечение, в результате ставя на ноги.
Горько от беспомощности российской медицины. Она сама давно ждёт врача. …После нескольких посещений районной поликлиники новомодное потолочное окно в холле стало восприниматься несколько иначе. Как полынья, в которую мы все провалились.
Мария ПАРШАКОВА
От редакции: Начинаем новую рубрику «Медицина и мы». Сколько нареканий по поводу проволочек, ошибок в диагнозе, приводящих к инвалидности, и много других слышишь по звонкам в редакцию и от знакомых. Хотя, и это признают многие, есть прекрасные врачи, специалисты своего дела. Чтобы все недочеты не уходили «в пар», а имели конкретное и реальное разрешение, пишите в редакцию, называя по именам виновников, сложные ситуации, в которые оказались ввергнуты недостатками системы медицинского обслуживания и нововведений. Мы сами – в первую очередь! – должны изменять ситуацию. В планах редакции – знакомить с этими письмами руководство соответствующих ведомств.