В работе конференции приняли участие г-жа Тимеа Шассо-Келлер – член Всемирной ассоциации реабилитационной медицины, магистр реабилитологии, педагог-психолог (Институт Петё, Венгрия, Центр кондуктивной педагогики, Франция); г-жа Дарья Жиссо – глава Ассоциации So!Art (Бельгия); профессор В. А. Бронников – директор КГАУ «Центр комплексной реабилитации инвалидов»; профессор Е. А. Сандакова – заведующая кафедрой акушерства и гинекологии ПГМУ.
Проект «Мастера надежды» нацелен на привлечение международного опыта к социализации, обучению навыкам самообслуживания и физической стимуляции детей с опорно-двигательными нарушениями в России. Опыт разных стран показывает, что сегодня существует множество методик и программ для восстановления утраченных функций у детей, возникших вследствие неврологических нарушений. Организация конференций, интенсивных курсов и программ с международными специалистами в России, в частности в г. Перми – давнем партнере ассоциации, и является главной целью проекта, инициированного европейской социально-культурной ассоциацией So!Art.
Международный проект связал Бельгию и Пермский край. В планах – поездки в Пермь специалистов по различным методикам реабилитации детей с ДЦП. Кондуктивные педагоги, которых представляет Тимеа, очень востребованы, используют уникальную методику, разработанную доктором медицины А. Петё, существующую с 40-х годов прошлого века. Эти курсы интенсивно проходят с детьми по всей Европе.
Редакция газеты «Здравствуй!» пригласила к себе госпожу Тимеа Шассо-Келлер – педагога-кондуктолога, работающего по методике Петё, кинезиотерапевта с 20-летним стажем работы в центрах кондуктивной педагогики Петё в Будапеште (Венгрия), Цюрихе и Бьен (Швейцария). В настоящее время она работает в Центре кондуктивной педагогики в г. Пуйи-сюр-Луар (Франция). Помогала в переводе госпожа Дарья Жиссо – глава ассоциации So!Art (Бельгия).
– Почему именно данная тема заинтересовала? Закономерно или случайно выбрали Пермь?
– Первый раз в Перми. У нашей ассоциации несколько направлений. С Пермским краем сотрудничаем больше 5 лет. Здесь также имеются семьи, которые ищут эффективные способы реабилитации. Иногда им приходится ездить за тысячи километров, чтобы пройти какие-либо курсы. Вот мы и поняли, что в Перми есть нуждающиеся в этом вопросе. Мы знаем, что у вас имеется хорошая реабилитационная школа, но всегда требуется более сильная.
– Так все-таки кондуктолог – он кто? Врач или педагог?
– Дипломированный специалист института Петё в Будапеште выпускается сразу по двум направлениям – педагогика и неврология. Поэтому я имею два диплома – и педагога, и врача одновременно. Каждый со своей спецификой, а все вместе являет собой комплексный подход к процессу реабилитации детей.
– Изо дня в день видеть страдания детей и их родителей… Не утомляет ли такая работа со столь сложным контингентом людей? Каждодневная, кропотливая, требующая большой выдержки. Или личные затраты нервов и сил компенсируются очевидными результатами?
– Если почувствую некую утомляемость и потеряю мотивацию, то просто уйду. Меня ничто не может заставить, если я не захочу.
– Сколько стран подключены к выполняемому Вами проекту?
– Вообще подобные школы организуются во многих странах. Сейчас вот во Франции, и веду их я. Но в данный момент в Перми требуется провести 4-недельный курс для детей и обучить их со специальным педагогом-кондуктологом навыкам самообслуживания. В вашем реабилитационном центре в течение недели мы провели индивидуальные консультации и конференцию, на которой познакомили общественность с нашей методикой. Она вызвала большой интерес.
– Кто был в числе той общественности?
– В основном специалисты медицинского университета, врачи, логопеды и родители – то есть все заинтересованные лица.
– Но если конкретно, то по какому основному направлению движется ваша работа? Медицинскому, ментальному, логопедическому, физическому, интеллектуальному, педагогическому, социальному?
– Мы считаем, что ребенок – это целый мир. Работаем во всех областях, связанных с общим его состоянием. Физические задания сопровождаем конкретно проговариваемой информацией по тому, что делаем, чтобы закрепить мотивацию, стимулировать действия ребенка.
– Дети разные, хотя и диагноз один. Занимаетесь с любым ребенком с ДЦП? Или существует определенная градация, исходя из показателей состояния?
– Главное условие – дети должны понимать команды, то, что мы от них требуем. Должны быть умственно адекватны, даже если не говорят. Главное – чтобы понимали. Пусть даже не двигаются – не это главное, мы всегда видим путь его сопровождения. Важен момент установления контакта. Сама методика функционирует с обязательным присутствием одного из самых понимающих – с родителем и, разумеется, с кондуктологом.
– С какого возраста, исходя из вашей практики, должно идти сопровождение родителей соответствующей информацией?
– Мы работаем малыми «дозами» уже с 3-месячным ребенком. Потом увеличиваем время работы с каждым в зависимости от того, как развивается ребенок. Когда, например, кондуктологи работают за границей, обычно организуются регулярные курсы раз в 3 месяца в течение 4 недель. Но есть страны, где организуются школы кондуктивной педагогики. Тогда в них работают с детьми, как в обычной школе, то есть в течение всего дня.
В пермском варианте проекта речь идет об открытии регулярных курсов: в течение определенного времени родители будут тоже обучены каким-то определенным методикам, которые они смогут в дальнейшем вести самостоятельно. Если со стороны Пермского края проявится определенный интерес и найдутся спонсоры, то могут и здесь проводиться полноценные курсы. Пока проблемы с финансированием для занятий на постоянной основе наших специалистов, ведь все связано с условиями международного проекта, то есть с перелетом, гонорарами, гостиницей и прочая.
В Перми мы провели 5-часовую конференцию и консультации в течение двух дней в реабилитационном центре, в которых смогли преподать уроки навыка самообслуживания, но не останавливались на коррекции движения. Весьма плотно каждый день с 9 до 16 часов проходили практические консультации.
– И каково Ваше впечатление, госпожа Тимеа, от наших детей и самой постановки реабилитации у нас? Очень она отличается от общепризнанных норм?
– Мне показалось, что у вас все проходит на должном уровне. Даже по-хорошему удивилась. Может, те, что дома и не смогли попасть к нам, имеют другой уровень, не знаю. Но те, что приходили, находились даже в очень хорошей форме.
– Вернемся к общеевропейской практике. Какова судьба сложных детей, допустим, в Венгрии или во Франции, с которыми Вам пришлось работать?
– Могу привести пример работы с группой мальчиков-подростков. Обычно в 12–14 лет мы начинам их профессионально ориентировать, учитывая по возможности и уровень их развития, и их интересы. И хотя случаются сложные в медицинском плане дети, но они заканчивают и гимназии, и университет. Везде складывается для них хорошая атмосфера, помогают ребята. Один из тех, с кем пришлось заниматься, выучился, завел семью, ребенка – я была горда им.
– У Вас, наверно, большой опыт на этом поприще?
– Свыше 25 лет. Работаю все годы по избранному направлению. Если замечаешь в ребенке какие-то способности, ему обязательно надо создать все условия для их развития.
– А как в обществе, по-вашему, относятся к не совсем привычным, особым детям и основательной с ними работе?
– Считаю, что с пониманем. На улице, например, любой ему поможет, откроет дверь и т.п. – очень доброжелательно. В Швейцарии, где я проработала 15 лет, была самая благоприятствующая атмосфера для инвалидов. И в общем работа там организована весьма серьезно.
– Насколько знаю, родители, обычно мамы, буквально привязаны к больному ребенку и не имеют возможности работать. Как за рубежом складывается система социальных помощников?
– У нас это не проблема. Есть специальные ясли, сады – адаптивные места, где можно оставлять детей и где с ними занимаются. Родители в это время могут заниматься своим привычным делом.
– В какой стране, по Вашим наблюдениям, лучше поставлена работа с инвалидами, в частности с диагнозом ДЦП?
– Со взрослыми лучше всего в Швейцарии. Что же касается реабилитации детей – то в Венгрии. Самая главная цель в моей профессии – это интеграция их в общество. А потому важно определять ребенка в обычную, а не коррекционную школу.
– …В которой их ненароком могут обидеть обычные дети?
– Детей заранее уже подготавливают к тому, что среди них есть разные дети. Потому вхождение «не такого» ребенка проходит органично. Мы со своей стороны готовим его к переходу в обычную школу и заранее даем в эту школу информацию об особенностях новичка. Видим меру его готовности, проводим воспитательную работу. И только тогда, когда уверены в ребенке, в его возможностях – передаем с рук на руки. Так что в будущем окружающие могут и не догадаться о проблемах с диагнозом.
Записала
Галина ДУБНИКОВА