ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Нынешней весной в Лысьве прошёл экстремальный эксперимент.

Рыхлый снег, гололед, грязь, каменистая насыпь – такими дорогами встречала нас весна. Ежегодно март и апрель становятся настоящим испытанием для семей, в которых есть дети-инвалиды или родные с ограниченными возможностями здоровья, передвигающиеся с помощью инвалидных колясок. Газета  «Искра» совместно с Лысьвенским обществом инвалидов и организацией по защите интересов детей-инвалидов и их семей «Луч надежды» решилась на не­обычный эксперимент: проверить устойчивость инвалидных колясок, выделяемых Фондом социального страхования, на наших дорогах.

Дети, оказывается, растут

Россия вполне может сделать лучшую в мире ракету или танк, но наладить производство инвалидных колясок пока не получается. Детям-инвалидам и взрослым людям с ОВЗ  один раз в четыре года государство бесплатно выделяет инвалидную коляску. Ее габариты зависят от размеров самого пассажира. Ребенок растет не по дням, а по часам. Чего не скажешь о самих инвалидных колясках. Вы только вдумайтесь: коляска  ребенку-инвалиду выделяется раз в четыре года. Родителям детей-инвалидов приходится применять свои мастерские навыки, переваривая основы и увеличивая подставки для ног и сиденья. Что ж, проверим, насколько удобна инвалидная коляска для прогулок.

Собираемся утром на улице Чапаева. Время выбрано неспроста: заледеневшая дорога еще не успела превратиться в «кашу», а лужи не образовали «море». Транспортных средства три: две детские и одна взрослая инвалидные коляски. Многие прохожие оборачиваются и пристально разглядывают пассажиров детских колясок. Видимо, возникают вопросы при виде большого ребенка, сидящего в маленькой коляске.

Колёса остаются маленькими

Спускаемся вниз по Чапаева. В ледяном снегу тонут передние колеса детских колясок. Управлять в одиночку ими тяжело, поэтому родители детей-инвалидов везут коляску вместе: папа толкает сзади, а мама поддерживает коляску спереди. Семья Петуниных признается: зимой коляску практически не используют. Их сын Денис самостоятельно не ходит, но очень любит гулять. Чтобы прогулка с ребенком не была для родителей настоящим испытанием, Наталья и Дмитрий Петунины везут его по рыхлому или слегка подтаявшему снегу на обычных детских санках или снегокате со спинкой.

Подхожу к участнику тест-драйва от общества инвалидов Олегу Сергееву. Молодой человек по снегу самостоятельно не ездит: коляску катит его отец, приподняв передние колеса. Прошу Олега про­ехать без посторонней  помощи. Двадцать метров – и молодой человек останавливается передохнуть – устал.

– Колеса прокручиваются, приходится напрягать руки, – поясняет Олег. – Передние колеса не предназначены для такой погоды. Попробуйте прокатиться на детском самокате зимой. Получится то же самое.

Кстати, у инвалидных колясок есть такая особенность: передние колеса (будь то детская или взрослая коляска) непропорционально маленькие и чаще всего пластмассовые. Олег Сергеев говорит: любая яма может стать последней – бывало в его жизни и такое, что колеса ломались прямо во время прогулки.

За разговорами выезжаем на лед. Управлять инвалидной коляской Олег по-прежнему не может: на льду маленькие колеса скользят, а если инвалид будет балансировать на задних колесах, то с легкостью может получить травму, упав на спину. Детские коляски тоже скользят, но они чуть более устойчивые к таким дорогам.

Бесплатный тренажёр

Переходим через дорогу. Бордюры – еще одно проблемное место. Перепрыгнуть через него инвалиду-колясочнику нереально. Детские коляски приходится наклонять назад и с силой толкать вперед – тоже сомнительное удовольствие. Улица Федосеева встречает нас рыхлым снегом и застывшими колеями. Прошу семью Лопатиных попробовать прокатить их ребенка. Чтобы толкать коляску, приходится сильно держаться за жесткие ручки, спустя буквально минуту ладошки начинают гореть. Любовь Лопатина предупреждает: к этому нужно привыкнуть. Коляска периодически застревает, поэтому приходится ее приподнимать. Тут же начинает тянуть спину, ведь вес детской коляски около 20 килограммов, если к ним прибавить такой же вес самого ребенка…

– И не нужно ходить ни в какой спортзал на фитнес, – шутит Любовь Лопатина. – У нас свой тренажер – бесплатный и круглосуточный.

Выезжаем на улицу Репина и двигаемся в сторону здания общества инвалидов. Здесь снег почти растаял, от былой зимы осталось огромное количество мелких камней – тех, которыми подсыпают дороги. Если на детских инвалидных колясках по ним ехать можно, то на взрослых – нет. Олег Сергеев прибегает к помощи папы.

– Когда передними колесами наезжаешь на камни, – поясняет молодой человек, – то появляется тряска. Взрослые инвалидные коляски не снабжены амортизаторами, ездить по таким дорогам некомфортно.

Выехав на тротуар проспекта Победы, натыкаемся на застывшие колеи и грязь. Детские коляски застревают, а на взрослых приходится маневрировать, чтобы не повредить основные колеса. Асфальт у магазина «Семья» – самое лучшая дорога для прогулок. Олег Сергеев катится по дороге самостоятельно, периодически балансируя на задних колесах. Мамы расслабляют руки и уже без усилия везут детей.

Заоблачные цены

При ежедневной эксплуатации инвалидных колясок их хватает на четыре года? – интересуюсь у участников тест-драйва.

Все отвечают хором: «Нет!», а затем Дмитрий Петунин поясняет, что тяжелый железный каркас сиденья прикрепляется к тонкой основе самой коляски, из-за чего нагрузка падает на колеса. Их часто приходится менять, а цена за одно колесо в среднем составляет 8 тысяч.

– Покупка двух колес приравнивается к средней зарплате по нашему городу, – говорит Любовь Лопатина. – Конечно, намного удобнее купить новую коляску, но цены на них заоблачные – порядка 60–80 тысяч рублей.

Наталья Петунина показывает на телефоне фотографии коляски для детей-инвалидов на вторичном рынке. Надувные и одинаковые по размерам колеса, надежный каркас – идеальная коляска для наших условий. Ее стоимость равносильна подержанной машине – 120 тысяч. Столько же, признается Олег Сергеев, нужно будет выложить за новую взрослую хорошую инвалидную коляску.

Участники тест-драйва делают главный вывод: коляски, выделяемые Фондом социального страхования, предназначены для передвижения только по асфальту, а с октября по апрель колясочники попадают в плен барьеров и обстоятельств. Это в городе, а что делать там, где асфальта нет вообще?

Ирина Попкова