Что такое доступная комфортная среда? По сути, здания и объекты, созданные по принципам универсального дизайна. То есть удобные всем. Сегодня в этом вопросе нужно разбираться не только экспертам или людям с инвалидностью, но и руководителям различного ранга в любой сфере.
Эксперты VI конкурса среди муниципалитетов Пермского края «Доступная среда–2019» осмотрели объекты г. Перми, представленные на конкурс. Замечания, которые предъявляли эксперты, могут быть полезными для всех. Мы же стремимся к идеалу, правда? Иначе зачем тратить бюджетные средства.
Напомним, в этом году по решению минсоцразвития выезды проходят во все 46 муниципальных районов края, независимо от заявок. Членам комиссии осталось ознакомиться с объектами нескольких территорий. То есть конкурс вышел на финишную прямую.
Комфортная школа – условие для школьной дружбы
– Та-ааак! Что у нас тут!? – от резкого возгласа директора АНО «Ресурсно-информационный центр «Доступная среда» Сергея Жбанова все члены комиссии вытягиваются в струнку, молодой сотрудник отдела по делам инвалидов минсоцразвития вынимает рулетку. Но Сергею Александровичу и сотруднику Центра Розе Аксиленко рулетка не нужна – они эксперты с огромным стажем. И определяют размеры на глаз.
Роза Федоровна начинает подниматься по пандусу, сверкающему нержавеющей сталью, ведущему к входу в школу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №154. Здание школы превратилось из детского сада – обычной типовой застройки советских годов в спальном районе Перми.
– Резину для тактильного напольного покрытия можете не делать, – советует Жбанов, стремительно несясь по коридору, – вполне можно обойтись желтой битумной краской – выгодно, долговечно, надежно.
– Переделка здания идет поэтапно, по мере появления денег в рамках госконтрактов, – поясняет директор школы Марина Жукова.
Гордость школы – идеально вписавшийся во вроде бы тесноватое здание лифт с прозрачными дверями (литовский механизм, сборка г. Брянск). Расширенные дверные проемы, двухуровневые поручни на лестницах и в коридорах, стеклянные двери превратили здание в просторное помещение. Во всяком случае, сейчас визуально оно производит приятное впечатление современного здания. Современного – то есть удобного и гуманного по архитектуре. Все это позволяет школе работать по специальным образовательным программам учеников с ОВЗ. В школе учатся дети с разными нозологиями – не только с ПОДА, но и с задержками психического развития, умственно отсталые, с тяжелыми и множественными заболеваниями. С трудом передвигаются 56 учеников, но теперь им легко перемещаться внутри здания. Поэтому они охотно приходят на школьные мероприятия, праздники, утренники.
– Мы обучаем на дому 11 человек. Но после адаптации здания все больше детей решают, что перейдут с домашнего на обучение в стенах школы, рядом со сверстниками, – рассказывает Марина Юрьевна. – Создание доступной для инвалидов среды имеет огромное значение – всем детям нужны товарищи, общение, дружба. Кроме того, сейчас родители начали приводить детей и на наши вечерние курсы.
А тем временем члены комиссии – эксперт минсоцразвития Ляйсан Батырова, Сергей Жбанов и Роза Аксиленко выставляют оценки – и за оформление паспорта доступности здания, и за соблюдение нормативов.
Скамья должна быть с подлокотниками
В новеньком корпусе детского сада «Эрудит», что на Грибоедова, 68а, стоит звонкий гомон от гуляющих на игровых площадках малышей. За воротами на входе видна лавка.
Жбанов указывает на нее:
– Через каждые 20 метров в доступной зоне должна быть скамья со спинкой и подлокотниками! А вдруг кто-то из родителей – «опорник», пожилой человек? Он должен присесть и передохнуть, если он шел от остановки до детсада.
Не очень доволен эксперт, что кнопка сигнала для открывания двери без светового индикатора: если человек слабослышащий, и он не услышит, что сигнал прошел?
Этот новый детсад, сданный в 2018 году, впечатляет шириной проемов и коридоров, просторными помещениями, автоматическими подъемниками. Но дотошный Жбанов находит, что проверить в актовом зале.
– А если среди родителей бабушки-дедушки или люди с инвалидностью? – настойчиво спрашивает наш непреклонный директор АНО «Доступная среда», оглядывая лавочки и стулья.
– Приносим стулья с подлокотниками.
Этот тест сдан. Но Сергей Александрович советует держаться принципа перфекционизма до конца. В частности, добавить на сайт детсада информацию, кто именно ответственен за проведение инструктажа с персоналом на тему работы и общения с детьми-инвалидами.
Доступность – в деталях
Муниципальный бассейн «Рекорд» на ул. Транспортной, 7 принял первых клиентов в 2019 году. Находится он в оперативном управлении МКУ «Городской спортивно-культурный комплекс».
Получит ли это здание «отлично» за доступность? Ляйсан Батырова и Сергей Жбанов отмечают на глазок: высота поручней перед входом в здание завышена. Вместо 0,9 м примерно 1,15 м.
– Такая высота некомфортна для человека маленького роста, – говорит Жбанов.– Высота чуть менее метра оптимальна.
Эксперты отметили, что в душевой место для инвалида нужно дооборудовать стульчиком, откидными поручнями и гибким шлангом.
Есть и плюсы – «Рекорд» располагает устройством для спуска-подъема инвалидов в воду. Предельно допустимый вес человека – 100 кг. Такое приспособление переводит спортивный комплекс в разряд доступных для людей с ограничениями здоровья.
– Здесь бесплатно занимаются плаванием 100 пермских детей с инвалидностью, – уточняет начальник отдела по делам инвалидов администрации города Татьяна Буравцева.
К слову, экспертов здесь подключали еще на стадии возведения бассейна. Это единственный объект, где коридоры выложены специальной маркированной плиткой – нескользящей и контрастной по цвету.
– В Перми социально значимые объекты, представленные на 6-й конкурс среди муниципалитетов «Доступная среда», адаптированы наилучшим образом, и это понятно – дело в финансовых возможностях краевого центра, – поясняет Роза Аксиленко. – Но если руководители хорошо понимают тонкости и нюансы, то могут соблюсти нормативы при создании доступности, имея и небольшие средства. Мы всегда можем дать консультацию, напомнить нормативы.
Мария Ничок
Фото автора