Возьмем любую телепрограмму за 2016 год, хотя бы за март. Что же нам предлагают посмотреть? Сериалы «Красная королева» (I канал), «Тайны следствия» (Россия-1), «Эффект-колибри» (Рифей), «Вечный отпуск» (СТС), «Полицейский с Рублевки» (ТНТ), «Улицы разбитых фонарей» (НТВ), драмы «Одинокие сердца» (Че), «Игра из жизни» (МатчТВ), «Она написала убийство» (Домашний) и т.д. Начинаются показы по телевидению с 5 часов утра и до 5–6 утра следующего дня. Что из них почерпнем? Объяснять не надо.
Для сравнения год 1964-й. Программа телепередач начиналась после трудового дня колхозника и рабочего, с 6 часов вечера до 12 часов ночи. Для тех, кто работал в ночную смену, в 12 часов дня повторялся художественный фильм вечернего показа. Что показывали в 60-х годах? «Председатель», «Ночь среди дня», «Дети и яблоки», «Дом, в котором я живу», «Как молоды мы были», «Мандат», «На старой мельнице», «Взрослые дети» и т.д. А выводы? Думаю, очевидны.
Многие старой постановки фильмы переделывают на новый лад. Для чего? В праздничные дни стандартный набор видеокассет. Редко меняются названия фильмов. Хорошо хоть, что по каналу «Культура» можно посмотреть нормальное кино.
Снимать стали красивее, но исчезли настоящие деревенские фильмы, душевные, с красивой нетронутой природой, с лошадками, запряженными в телегу или сани, с табунами скота как домашнего, так и частного (таких фильмов единицы). Снять современный военный фильм в наше время сложнее. Правда, нет-нет, да встречаешься с упущением режиссеров или костюмеров. Женщина-воин в начале войны в… юбке, но только в 1943 г. ввели для женщин в армии юбки. Или такой кадр: идет по железной дороге девушка в светлом платьице, сквозь которое просвечивают современные женские плавки. Панталоны до колен носили в годы войны. Платья не просвечивали, так как под платьями были рубахи или комбинации, наконец подъюбники.
Снимать различные боевики модно, но очень дорого. Наверняка съемки в квартирах, барских хоромах, с хорошим убранством обходятся дешевле, но они же не про нас. Особенно постельные сцены или связанные с наркотиками и т.д. После них ни работать на земле, ни трудиться не хочется, а захочется искать легкой жизни.
Но в основном мне, как краеведу, не об этом хотелось написать.
В 60-е годы у нас в Пермском крае тоже снимали художественный фильм. В 1964 году студия «Мосфильм» им. Горького снимала фильм «Дальние страны» по повести писателя А. П. Гайдара (сценарист Борис Медовой, постановщик М.Н. Федоров). Большинство эпизодов снято на станции Чусовая и в пристанционном поселке. В массовых сценах фильма участвовали земляки, 60 человек. Среди них были участники художественной самодеятельности клуба им. Карла Маркса, группа учащихся школы № 75 (интересно, помнят ли чусовляне кого-нибудь из участников фильма, живы ли они?) Железнодорожная станция Чусовская помогла работникам киностудии в съемке фильма. Автотранспортное хозяйство выделило для участия в съемках новый автобус. Съемки продолжились в Нытве, Очере, на Камском сплавном рейде. Об этих съемках писала пермская районная газета «Ленинское знамя» (14 марта 1964 г., № 32).
А фильм «Два капитана», место, где Санька нашел следы экспедиции Татаринова? Начало этого фильма, когда дети нашли в реке почтовую сумку с письмами, снималось у нас в Перми, на берегу реки Камы.
Примерно в эти же годы студия «Мосфильм» обращалась в Култаевский сельсовет с тем, чтобы продали один из деревянных домов для съемок фильма. Это событие обсуждали на общем собрании колхозников и большинством проголосовавших дали разрешение.
И в наше время тоже ведутся съемки фильмов в Пермском крае, но уже совсем другого направления. Так что мы прочно связаны с кинематографом.
Любовь КОЖЕВНИКОВА,
председатель первички, краевед
д. Мокино Култаевского с/п Пермского р-на