Формула свободы

05-5

Представьте себе домашний театр. Нет большой сцены, стулья стоят полукругом, а артисты играют рядом с вами. Звучит музыка. Спектакль начинает ансамбль, состоящий из всех участников. Они играют скрипичный концерт Баха, но играют на воображаемых скрипках, и все движения очень отточены. Кажется, что перед тобой настоящий скрипичный ансамбль!

Именно так начинался спектакль «Волшебная скрипка», который за шесть дней поставил Алекс Дауэр, британский актер, режиссер, педагог, в рамках специального социального проекта «Арт-Лаборатория» при поддержке компании «СИБУР». Актеры, с которыми он работал, – дети-аутисты, а также дети с синдромом Дауна, дети с особенностями физического развития. Некоторым из них с трудом даются даже хлопки в ладоши, упражнения, которые нужно выполнять синхронно. Известно, что аутичные дети немного другие. Они видят мир картинками, умеют слышать больше, чем мы, и не боятся фантазировать. Режиссер Алекс Дауэр разработал свою программу для работы с такими детьми и их педагогами. Создание спектакля с подключением воображения – один из приемов его методики.

Социальная лаборатория инклюзивного театра «Создавая свободу» располагалась в репетиционном зале Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. Перед каждой репетицией обязательно шла разминка. Все участники спектакля становились в круг, называли свои имена, передавали друг другу воображаемые предметы, придумывали разные виртуальные картинки. Так ребята учились понимать и чувствовать других людей, подключать фантазию и воображение. Алекс предлагал участникам представить себя в разных ситуациях. Например, что они на рынке, где одни – продавцы, а другие – покупатели. Продавать можно всё, что угодно. В ассортименте воображаемого рынка оказались и «веселые» печенья, и украшения из драгоценных камней, и путевка в будущее, и даже фантастическая птица «Гриффея». Любая фантазия «особенных» ребят поддерживалась Алексом. Например, главный герой благодаря машине времени оказался в возрасте 6 лет, подростковом возрасте, а затем опять становился взрослым. Три актера сыграли одну главную роль. Алекс был в восторге от воображения ребят, растворялся в нем и создавал вместе со всеми свой спектакль. Вот что говорят участники проекта:

– Как только я увидела Алекса, его доброжелательную улыбку, у меня прошли все сомнения и страхи, – вспоминает Лиза, ученица пермской коррекционной школы № 155, – он очень деликатный человек, открытый, понятный мне и другим ребятам.

– Алекс не требовал точного исполнения роли, нам разрешалось фантазировать, придумывать что-то новенькое, – дополняет Владик, ученик этой же школы, исполнитель главной роли.

По мнению педагогов и родителей, Алекс – требовательный и терпеливый режиссер. Он никого не заставлял, не подталкивал к одному решению. Даже малую крупицу воображения, любую импровизацию он всячески поддерживал и развивал. Конечно, были и домашние задания. Например, выучить текст, что-то принести для реквизита, запомнить движения скрипача. Каждая репетиция всегда начиналась с повторения пройденного, но с каждым разом Алекс вытягивал из актеров все больше и больше – так рождались новые импровизации. Ребята день за днем превосходили свои собственные возможности и получали от этого удовольствие, импульс счастья.

– Когда ты играешь на воображаемой скрипке, внутри тебя начинает звучать собственная мелодия, ты начинаешь фантазировать, рождаются картинки из каких-то внутренних переживаний, – рассказывают ребята.

Алекс поясняет: «Сначала зарождаются чувства, а с ними новые мысли. Ты делаешь выбор в пользу определенных мыслей. Это очень важно для детей-аутистов. С помощью развитого воображения им легче решить проблему, адаптироваться в обществе, принять правильное решение, стать свободными. Главное – не замкнуться в себе».

Получается, чем больше мы фантазируем, тем лучше развивается мыслительная деятельность. Воображение способствует развитию умственных способностей, делает человека внутренне независимым.

Премьерный показ спектакля прошел на «ура!». Никто из актеров не ушел во время спектакля, не испугался, не смазал роли. На сцене было полное взаимопонимание, контакт со зрителем, импровизация. Зал долго не отпускал актеров аплодисментами. Мамы не могли отвести взгляда от своих детей, педагоги нарадоваться на хороший результат. Всего за шесть дней Алекс поставил удивительный, очень добрый спектакль с ребятами, которые в обычных общеобразовательных школах получили статус «трудно обучаемые дети».