Директор центра Марина Снычева отмечает, что на сегодняшний момент 74% инвалидов трудоспособного возраста официально не трудоустроены. Каковы же причины? Одна из них – нет вакансий, которые бы соответствовали квалификации инвалида (45,9%). Вторая – нет вакансий, которые бы соответствовали рекомендациям к труду в индивидуальной программе реабилитации (16,1%), мотивированный отказ работодателя – 10,7%. И, наконец, отказ самого инвалида от вакансий – 27,3%.
Но все же главная причина – это низкий уровень квалификации претендентов-инвалидов. Он связан с отсутствием профессионального образования, опыта работы, компетенций и навыков для конкретных вакансий, а также несоответствием приобретаемой профессии дальнейшему трудоустройству. Попробуем разобраться, почему так происходит.
Когда приходит время выбора учебного заведения и получения профессии, молодой человек далеко не всегда может сделать осознанный выбор. Впрочем, это относится не только к инвалидам, но и к здоровым людям. В этом плане помог бы сориентироваться психолог, вот только абитуриенты не готовы обращаться к такому специалисту.
Следующая причина: в учебных заведениях далеко не всегда задаются вопросом: а сможет ли выпускник-инвалид трудоустроиться именно по приобретенной профессии? Учебные заведения выполняют свои задачи, у них есть свои планы, и можно предположить, что их вряд ли интересуют вопросы будущего трудоустройства инвалидов. По крайней мере, так складывается ситуация на сегодняшний день.
Ребят тоже можно понять: поступая в учебное заведение, они реализуют свои потребности в получении знаний, не всегда задумываясь, как эти знания пригодятся на практике. Учиться-то можно бесконечно, оставшись вечным студентом, так и не найдя себя на рынке труда. В качестве примера можно привести одного молодого человека из глубинки Кунгурского района, который поступал учиться то на делопроизводителя, то на архивариуса. Объяснял так: «Благодаря этому есть возможность бесплатно жить в общежитии и бесплатно питаться». А его родители из-за низкой платежеспособности просто не в состоянии обеспечить ему ни то, ни другое.
Немаловажный аспект: порой молодой инвалид желает получить высшее образование, однако далеко не всегда может осуществить свою мечту. Потому что, к примеру, если вуз располагается в историческом здании, то и пандусы, и подъемники здесь запрещается устанавливать. В таком случае это становится непреодолимым препятствием для обучения. Конечно, есть возможность дистанционного обучения, однако для этого необходимо дома иметь современный компьютер с интернетом, принтеры, сканеры, которые опять же не каждый может позволить себе.
Несмотря на имеющиеся проблемы, выход все-таки есть. И мы возвращаемся к тому, с чего начали: что может предложить людям с ограниченными возможностями краевой Центр занятости населения в плане переподготовки и переобучения? А предложить он может довольно обширный перечень специальностей. В нем значатся такие профессии, как дизайнер интерьера и ландшафтный дизайнер, парикмахер, архивариус, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин со знанием программ компьютерной графики, программ 1С, фотограф, специалист по кадрам, продавец и многие-многие другие.
Наиболее же востребованными для переобучения в минувшем году стали такие специальности, как оператор ЭВиВМ, в том числе со знанием компьютерной графики, повар, лифтер, оператор котельной, оператор call-центра, цветочница. В этот перечень можно также включить переподготовку и повышение квалификации среднего медицинского персонала (медсестры, фельдшеры) и обучение основам предпринимательской деятельности.
С каждым годом в Пермском крае растет количество учреждений, в которых создана доступная среда для обучения инвалидов. Так, если в 2013 году их было лишь 3, то в 2018-м – уже 24. Приобретаются тактильные дорожки для слепых и слабовидящих людей, оборудуются пандусы и специализированные санузлы, интерактивные доски, устройства дистанционного тестирования, оборудование для учебных мастерских.
По словам ведущего инспектора по профобучению Центра занятости Надежды Бекленевой, на обучение могут быть направлены граждане, имеющие статус безработного:
– Гражданину необходимо прийти в территориальный отдел занятости по месту прописки и предоставить необходимые документы: паспорт, трудовую книжку, документ об образовании, ИПРА. Ведущий инспектор по профобучению поможет гражданину выбрать необходимый курс, программу обучения из имеющегося графика курсов.
В период обучения безработные инвалиды получают стипендию. Если человек до момента обращения в Центр занятости трудился в течение 26 рабочих недель, а это примерно полгода, то его стипендию рассчитают исходя из заработной платы. Естественно, необходимо представить соответствующую справку с последнего места работы. В таком случае обучающийся будет получать максимальную стипендию – 9200 рублей. Если же человек не работал, то стипендия будет минимальной – 1725 рублей. Эту сумму обучающийся будет получать ежемесячно в течение всего времени обучения. Обучение в среднем длится 1,5-2 месяца.
Кстати, есть возможность пройти курсы по ручному творчеству – такие курсы пользуются успехом особенно на севере Пермского края: лоскутная техника, берестяное дело. После их окончания обучившиеся могут ориентироваться на самозанятость, зарабатывать, одним словом, использовать эти знания во благо себе и окружающим.
Как отмечает далее Надежда Бекленева, если обучающемуся сложно добираться на занятия одному, то можно взять сопровождающего:
– К примеру, одна из девушек с ДЦП, которая обучалась компьютерной графике, ходила на занятия с мамой – ей сложно было управляться одной рукой. Возможна организация индивидуального обучения в дистанционной форме. При обучении инвалидов с проблемами слуха может быть организовано сопровождение сурдопереводчика, однако период обучения может быть несколько длиннее, нежели для обычных граждан.
Вообще сегодня нередки случаи, когда инвалиды трудятся на дому, и они вполне могли бы регистрироваться в качестве самозанятых. Хотя это, по понятным причинам, может устроить далеко не всех: немало людей, которые готовы трудиться лишь на предприятии.
Вот что рассказала специалист по трудоустройству инвалидов ПКО ВОИ Ирина Моргуненко:
– Встретившись с отрицательным отношением руководителей предприятий к инклюзивному трудоустройству, мы решили создать в типографии «Здравствуй» участок, где могли бы обучать полиграфическим специальностям инвалидов. А потом либо трудоустраивать их на этом участке, либо рекомендовать для работы на других предприятиях, где эта специальность востребована. Речь идет о создании линии производства упаковки: здесь, на современном оборудовании, можно будет изготавливать любые тиражи упаковки – от единичных до самых больших. Это стало возможным за счет того, что мы выиграли в прошлом году Президентский грант. Надеемся, что все у нас получится! Ну а пока участок не заработал, люди могут поучиться на курсах, предлагаемых краевым Центром занятости населения.
В качестве резюме отметим, что во многих других регионах России процент трудоустройства инвалидов гораздо выше, чем в Пермском крае. А значит, нам есть куда расти и к чему стремиться!
Ирина ГИЛЁВА