Зачем краевым столицам, городам и районным центрам доступные объекты социально-культурной инфраструктуры? Универсальный дизайн – это часть имиджа или условие для развития региона? На эту тему мы говорили с председателем Пермской краевой организации ВОИ Надеждой Романовой после её поездки на II Парадельфийские игры в Ижевске.
– Надежда Анатольевна, могла бы Пермь провести у себя мероприятие такого же масштаба с участием инвалидов?
– Увы, нет. Ведь все упирается в уровень доступности объектов. У нас нет необходимого количества отелей для приема гостей на креслах-колясках, нет полностью доступных объектов культуры. «Культурной столицей Поволжья» (напомню, была такая программа в ПФО) можно считать Ижевск в плане доступности. В этом городе здания современной постройки абсолютно адаптированы для всех групп маломобильных посетителей. Это театр кукол, театр оперы и балета имени Чайковского, художественная галерея, Дом культуры «Металлург», государственный цирк. Самое приятное, что пандусы и съезды органично, «культурно» встроены в архитектуру объектов. По сути, это и есть универсальный дизайн. Например, места общего пользования в оперном театре устроены на первом этаже, в зале ДК «Металлург» зрители на креслах-колясках могут располагаться на разных уровнях, проходы между рядами широкие и удобные для всех. Выходит, что жители и гости Удмуртии с инвалидностью или с ограничениями могут стать участниками любых культурных событий.
– Кто-то спросит: а зачем? Что может принести территории прием гостей на мероприятии международного масштаба?
– Кроме увеличения «веса» имиджа, еще и привлечение сюда денег. Доходы получил гостиничный, ресторанный, торговый бизнес. И, конечно, местные автоперевозчики.
– Какие объекты культуры в Перми еще требуют доработки?
– Недоступен театр оперы и балета, хотя там есть подъемник, но пользоваться им невозможно. В драматический театр человеку, передвигающемуся на кресле-коляске, можно попасть только со служебного входа. Дворец молодежи располагает гусеничным подъемником, на котором невозможно подняться, мы никому не советуем такой приобретать. Обидно, что зря потрачены бюджетные средства.
– Сколько участников от Пермского края было на этих Парадельфийских играх?
– Выступали в номинациях по вокалу, хореографии и прикладному творчеству. Могло бы быть больше. Процедуры отбора министерство культуры Пермского края не проводило. А приехали те, кто заявился самостоятельно. Почему я сокрушаюсь? Парадельфийское движение в России только начинается. Следующие, третьи игры пройдут в Новосибирске. Туда должны попадать победители краевых фестивалей, это для них ступенька вверх, как у спортсменов от краевых соревнований шаг к общероссийским и затем к Паралимпиаде. Конкурсы для многих не только реабилитация, но и возможность жить уверенно, полноценно, насыщенно.
– Ну, а где искать потенциальных участников?
– Я уверена, у нас в крае много талантливых людей достаточно высокого уровня. Это подтверждают фестивали творчества людей с инвалидностью краевого масштаба. Такие как краевой конкурс «Преодоление», «Крылатые качели» в Чусовом. Именно там можно найти потенциальных участников и дать путевку на конкурсы международного масштаба. Замечу, что в Ижевске выступали пермские коллективы слабовидящих на порядок ниже тех, что обычно мы видим в ходе конкурса «Преодоление». И это свидетельство недоработки краевого минкульта при подготовке делегации.
– Какие выступления на Играх запомнились?
– Церемония открытия порадовала красотой постановки, и уровнем, и настроением доброты, уважения друг к другу в инклюзивных номерах. Просто восхитил Московский театр мимики и жеста. Мы забыли во время спектакля, что актеры – люди с ограничениями по слуху. Режиссер поднимает общечеловеческие темы на философском уровне, а подлинный юмор и так понятен, от души хохотали все. И в Прикамье могло бы быть больше профессиональных коллективов. Но для этого требуется заинтересованность министерства культуры. Разве мало выпускников факультета режиссуры ежегодно выходит из стен Пермского института культуры? Было бы желание чиновников выделить строку в бюджете на финансирование развития социокультурной реабилитации инвалидов. В программах ИПРА у многих рекомендуется именно такой вид реабилитации. Это повысит качество жизни в целом для граждан с ограничениями по здоровью. В ходе Парадельфийских игр я поняла, где есть слабые места в культурной политике у нас, в каком направлении пересмотреть ориентиры при распределении бюджета. Общественная организация не может с этим справиться своими скудными ресурсами. Замечу, что система грантов не дает в полной мере мощной и постоянной финансовой подпитки.
– Но все же Пермский край выступил достойно.
– Да, член Чайковской организации ВОИ Дмитрий Игонин завоевал золотую медаль за вокал, призовые места и у ансамбля «Гротеск». Что лишний раз доказывает, что в Прикамье есть мастера.
Беседовала М. Ничок