В последние годы много говорится об инклюзивном образовании. Однако ему противостоят и недоступность школ, и недостаточный опыт педагогов в работе с детьми-инвалидами, и недостаточная просвещенность по инклюзивному образованию как со стороны родителей детей-инвалидов, так и здоровых ребят, отсутствие дружелюбной атмосферы в классе, которая крайне важна для школьника-инвалида. Родители, не получив в детстве уроков доброты, противодействуют совместному обучению. Тем самым способствуют взращиванию равнодушия в своих же детях.
Этим продиктована наша работа, направленная на просвещение детей и молодежи разного возраста, начиная с детского сада и кончая колледжем. Первые два урока мы провели в средней и старшей группах детского сада № 268. Нас приятно удивило и порадовало то, что дети уже в дошкольном возрасте многое знают и понимают о проблемах, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Мы, в свою очередь, рассказали о том, что делается в нашем городе для того, чтобы им жилось легче. И о том, что такие приспособления, как пандусы, удобные переходы, отсутствие высоких бордюров, низкопольный транспорт, также очень удобны многим гражданам, включая родителей с санками и колясками, пожилых людей, велосипедистов и катающихся на роликах. Следующими нашими участниками проекта стали учащиеся пермского краевого колледжа «Оникс» — будущие педагоги дополнительного образования и сварщики.
Очень хочется верить, что, когда наши дети и молодежь пройдут через уроки доброты, когда повзрослеют, сами станут чиновниками, депутатами, строителями и т.д., то уже будут помнить о доступной среде для инвалидов и вообще станут более чутко относиться к проблемам людей с инвалидностью, уважать права инвалидов и помогать им.
Элла ФУРАЖКОВА,
зам. председателя ПКО ВОИ,
руководитель проекта
«Уроки доброты»