На конкурс «Хочу все знать и уметь!» пятиклассник Евгений Михалко, ученик коррекционной школы, пришел вместе с мамой Светланой Антоновной. В руках он нес солидную сумку, мама помогала ему. Охранник даже не удивился – и быстро пропустил их, ведь сегодня на конкурсе таких большинство. Ребята привезли на суд жюри творческие работы, сделанные своими руками.
Краевой конкурс учебно-проектных, творческих и практических работ обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов «Хочу все знать и уметь!» в этом году отметил пятилетний рубеж. Организаторами конкурса выступили департамент образования города Перми, коррекционная школа № 155 при научно-методическом сопровождении ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края». Конкурс собрал восемьдесят участников из двадцати девяти образовательных учреждений Пермского края. Зал приветствовал ребят из Осы, Кизела, Краснокамска, Соликамска, Чусового, Кудымкара, Очера, Верещагино, Лысьвы и других районов. На торжественном открытии было объявлено жюри каждой секции, а также интрига конкурса – суперприз от организаторов и депутата Пермской городской думы Олега Шлыкова, который постоянно оказывает помощь в проведении городских и краевых мероприятий инвалидов Кировского района Перми.
На секции каждый участник садится вместе с учителем и готовится к защите своей работы. Евгений сидит с мамой за третьей партой. На них постоянно оборачиваются ребята, ведь на его столе большая коробка с фигурками динозавров.
Выступать перед строгим жюри сын и мама выходят вместе. Они – одна команда. Женя – «неговорящий» мальчик, но очень любознательный, творческий и трудолюбивый. На экране появляется слайд-фильм, а Женя показывает указкой на фрагменты работы по изготовлению модели земли, где когда-то жили динозавры. На модели компактно разместился вулкан, вместо песка автор макета использовал горох и пшено, вместо растений – мягкие шарики зеленого цвета, вместо камней – красную сухую фасоль. Самые главные герои макета – доисторические ящеры. Участникам секции макет понравился, ребята аплодировали Жене, а в перерыве не отходили от динозавров.
После выступления состоялся разговор с мамой – Светланой Анатольевной Михалко.
– У вас в семье особый ребенок, как справляетесь?
– Наша семья многодетная, у меня трое сыновей. Женя – самый старший, он обучается в коррекционной школе, Юрий и Никита учатся в обычной. В семье все дети равны. Женя, как и все дети, помогает мне по дому, делает уроки, самостоятельно ходит в магазин за продуктами. У Евгения нет комплекса перед окружающим миром, он чувствует себя уверенно.
– Есть ли в вашей семье особый принцип воспитания детей?
– Каждому ребенку требуется внимание. Соглашусь, что особому ребенку нужно чуть больше. Внимание должно быть искренним, теплым, светлым. Не надо скупиться на похвалу. Двигаться вперед нужно на успехе, развивать то, что хорошо получается.
– А что больше всего получается у Жени?
– Рисовать. В два года он уже правильно держал карандаш, мог нарисовать простые фигурки или элементы. На этом и строилось наше познание мира. Затем появились цветные карандаши, кисти, краски. Женя – трудяга, он может сидеть несколько часов за рисунком. Рисует все: природу, животных, людей. Успешно занимается в изостудии при школе.
– Видно, что вам и сыну нравится участвовать в таких конкурсах. Почему?
– В конкурсе «Хочу все знать и уметь!» мы участвуем не первый год. Нам очень нравятся ребята, которые приезжают из разных уголков Пермского края и привозят свои творческие работы. Есть чему поучиться. Нравится добрая, познавательная атмосфера. В каждой работе заложен смысл: «Зачем я это делаю?». Сегодня занять чем-то особого ребенка – этого мало, это не работает. Конкурс творческих работ – это поиск новых смыслов. В этом году нам очень понравились работы «Путешествие по городу Краснокамску», «Я не волшебник, я только учусь» (разные виды чеканки).
– Что бы вы посоветовали родителям, которые махнули рукой на своего особого ребенка, переложив воспитание на школу?
– Одумайтесь! Ваши дети самые добрые, ласковые, внимательные и трудолюбивые. Полюбите их такими, какие они есть, и они в будущем отблагодарят вас. Отверженный ребенок не сможет успешно социализироваться в обществе, найти работу и жить достойно. Школа – это только определенный этап, успех ребенка в будущем закладывается в семье.
Работа секций, а их было шесть в зависимости от возраста детей, подошла к концу. Жюри подвело итоги. В актовом зале вновь оживление. Все с нетерпением ждут результатов. На сцену приглашаются все участники секции нашего героя. Евгению и его учителю, Юлии Валерьевне Куликой, вручается по сертификату. Женя получает в подарок большую настольную творческую игру. Он и мама очень довольны новой победой. И не беда, что им не достался суперприз. Дома Женьку ждут братья, с которыми он обязательно поделится подарком и разрешит им попутешествовать в доисторическом мире с любимыми динозаврами.
Надежда Иванова