Девушка с характером

9-2

Однажды она услышала: «Как судьба к тебе несправедлива…».  В семнадцать лет она не стала подтверждать инвалидность и шагнула в новую жизнь

Мама называет ее солнышком, папа Александрой, а в Чехии подруги – Саши. Мягкое окончание на букву «и» придает имени уменьшительно-ласкательное значение, на русском звучит как Сашенька.

Александра Цыганова – студентка четвертого курса Чешского университета Ф. Палацкого в городе Оломоуце, специальность «социальный работник» – это ее второе высшее образование. Первое она получила заочно на историко-политологическом факультете Пермского государственного научно-исследовательского университета.

В Чехии, недалеко от общежития, в котором живет Александра, стоит небольшой православный храм. Саша часто заходит туда. Другая страна, другой язык, но есть общая вера. Прихожан немного, духовный наставник знает о каждом. Приход напоминает семью, где все стараются быть полезными, идут к вере через служение, через помощь ближнему. Саша принимает эту семью. Ей нравится приходить туда.

«Александра, будешь петь сегодня в хоре?» – спрашивает наставник.  В следующий раз Саша вслух читает библию на чешском языке, вместе с другими прихожанами работает в небольшом саду, «стоит» на свечках. Вся деятельность идет через разговор о духовности, о святых отцах, о вере. Православная культура в Европе воспитывается через призму добровольного, христианского служения. Это закладывается с детства.

Путь Александры в Чехию лежал через Польшу. В 2007 году по туристической путевке Александра посещает исторический центр Кракова, гуляет во дворике знаменитого Краковского (Ягеллонского) университета. Что-то магическое произошло тогда под действием высоких сводов уникальных архитектурных композиций. В голове зародилась абсолютная мысль, как аксиома, не требующая доказательств, – поступить в один из европейских, старинных университетов. А почему бы и нет? Я смогу!

По возвращении из туристической поездки только одно бередило Александру – огромное желание учиться в университете за рубежом. Мысль превращается в идею навязчивую, бесповоротную.

С предложением дочери выехать из страны родители долго не соглашались. Но Саша оказалась тонким политиком. Если мама сдалась под эмоциональным рассказом дочери, то папе Александра отправляла ссылки на сайт, договора, информацию о начальной подготовке, о месте ее проживания – без всяких комментариев со своей стороны. И папа, в конце концов, соглашается, поддерживает Александру морально и материально для переезда в Чехию. Именно эту европейскую страну молодая девушка выбрала на Пермской ярмарке зарубежного образования.

Первый год обучения – это языковая школа. Знание чешского языка – обязательное условие для поступления в университет. В языковом центре педагоги работали на «сильных» ребят, а среднее звено было в свободном плавании. Александра поняла, что не интересует педагогов, которые говорили ей, что она тратит их время, несмотря на то, что это время было оплачено. Выучить в Праге чешский разговорный язык, общаясь на улице, невозможно. В магазинах, в кафе, на выставках многие говорят на английском, немецком, русском, украинском. На чешском языке общаются единицы.

Александра выстраивает беспроигрышный алгоритм действий. На помощь приходит Пермский научно-исследовательский университет, где она училась в то время заочно на историко-политологическом факультете. Для допуска к очередной сессии Саша должна была пройти музейную практику. Так как в то время она жила в Праге, ей разрешили пройти практику там и выслали все необходимые документы. Саша пишет письмо в национальный музей с просьбой о стажировке студентки ПГНИУ. Вскоре пришел положительный ответ, и девушка приступила к работе в музее.

Вот где она по-настоящему окунулась с головой в классический чешский язык, его историю, культуру, произношение. При работе с архивными документами она учит письмо и грамматику. Сотрудники музея – высокообразованные интеллектуалы. Сказать: «Я не знаю», — было стыдно. Александра старалась понять и запомнить каждое новое слово, а потом правильно произнести его. Стажировка в музее прошла с успехом. В конце музейной практики она свободно прочитала и пересказала книгу «Повесть о Брунцикове» на старочешском языке. Александра своим усердием настолько покорила служащих музея, что они разрешили ей поработать у них после окончания практики.

9-4

Город Оломоуц

Пожив в Праге, Александра понимает, что туристический центр с большим скоплением народа и постоянной суетой не для нее. Ей больше по темпераменту подходит город Оломоуц недалеко от Праги, в университет которого при поступлении она не набрала всего одного балла. Что делать? Возвращаться домой? Александра не сдается. Она вместе с работниками музея составляет мотивационное письмо о том, что в Перми она с отличием окончила педагогический колледж по специальности «социальная педагогика», и хотела бы продолжить образование в Чехии. Умение найти выход, шагнуть навстречу препятствию, а не убежать от него – в сильном характере нашей героини, ведь только она сама делает свою судьбу, она это знает.  Письмо сработало. Одаренная девушка начинает учиться в университете Ф. Палацкого на педагогическом факультете по специальности «социальный работник», также продолжает заочное образование в Пермском университете.

9-3

Выпускники–бакалавры   педагогического   факультета  (Александра   слева   в   нижнем ряду)

История сопровождает Александру по жизни. Даже находясь в Чехии, она посещает исторические археологические раскопки, работая там почти каждое лето. Она выросла в семье историков, папа некоторое время работал в Санкт-Петербургском университете на кафедре археологии, случалось, брал Сашу с собой в экспедиции. Исторические книги, разговоры родителей, общение со студентами и с учеными – все месте сделало свое дело. Пусть не с первого раза, но Александра заочно поступает на исторический факультет, где когда-то познакомились ее родители. Заочное обучение требует огромных затрат времени и ограничивает полноценное общение между педагогами и студентами. Возможно, это и стало толчком для поступления на очное отделение в европейский университет. Получая второе высшее образование в Чехии, разницу она почувствовала сразу. «Там», в Чехии,  говорят о возможностях, предоставляют их, студент получает реальный шанс. У «нас», в России, только говорят о возможностях, предоставляют их не всем, а шанс реализовать себя получают избранные единицы.

В Оломоуцком университете Александре учиться еще год. Специальность социального работника ей ближе по ее мировоззрению и внутренней потребности помочь другим. Были ситуации в ее жизни, когда она и сама нуждалась в помощи, выстраивала шаг за шагом, находила выход. У нее достаточно знаний и опыта, чтобы поддержать того, кто решил изменить свою жизнь. В сферу ее деятельности входят такие категории людей: малоимущие, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, престарелые. Она хочет, она знает, как им помочь. Возможно, это ее миссия, с которой она движется по жизни, выстраивая только свой космический путь.  Впереди ее ждет работа в реабилитационном центре, куда попадают люди после лечения от зависимостей. Ее задача помочь им заново научиться жить в обществе, реализовать себя, стать самостоятельными. Александра справится, она знает путь, она – девушка с сильным характером, которая строит свою судьбу.

Надежда ИВАНОВА