Яркий сиреневый цвет трехэтажного здания школы № 114, проходящий сквозь осеннюю листву деревьев, настраивает на ностальгический лад: «Сиреневый туман над нами проплывает…» Сразу вспоминается то 1 сентября, когда пошел в десятый класс. Звучит музыка, голоса детей и взрослых. Чувствуется всеобщее волнение. Для первоклашек, уже стоящих с цветами на площадке перед входом в здание, это вообще новый материк.
В этой школе будет работать инклюзивная система образования, предусматривающая совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы она появилась, необходимы были совместные усилия сотен людей. Сначала появилась сама идея — в коллективе обычной школы, которая два года назад встала на капитальный ремонт. Потом принимались управленческие решения и решались вопросы финансирования. Ведь это не просто капремонт, а реконструкция здания, которое нужно было подготовить для приема детей с ограниченными физическими возможностями. Реконструкция шла в течение года. Всего было потрачено 120 миллионов рублей – в том числе на мебель и оборудование кабинетов.
Все это время педагоги и психологи готовились к новым формам работы с детьми. Многие до этого и понятия не имели, что такое «инклюзивное образование». И вот всё позади. Сегодня праздник.
Сразу бросаются в глаза длинные пологие пандусы, ведущие к двум входам в здание. Они покрыты разноцветными дорожками из резиновой крошки. Широкие дверные проемы. Это для тех, кто передвигается на колясках. Здесь будут учиться до сорока детей с ОВЗ, конечно, больше тех, кто живет неподалеку, ведь сама Пермь безбарьерную среду только строит. А всего в школе будут обучаться пятьсот детей.
«Нам необходимо будет создать системы учебной и воспитательной работы, а также систему работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, – говорит директор школы Валентина Васильевна Федотова, – а насколько успешно мы это сделаем, покажут только результаты первого учебного года. Хочу сказать, что все это время нас поддерживала Пермская краевая организация инвалидов. Специалисты организации консультировали нас по вопросам безбарьерной среды».
«Внимание, внимание, дорогие гости, до начала праздника осталась одна минута тридцать секунд!» Потом — осталась минута двадцать секунд… Обратный отсчет, как при запуске ракетоносителя, кончается взрывом музыки и танца — на площадке появляются пары в бальных платьях и фраках, младшие – в белых рубахах и галстуках. Над головами гостей фотоаппараты — все хотят навсегда запечатлеть эту феерию счастья. Звучат аплодисменты.
Под гимн страны поднимается Государственный флаг.
В каре на площадке стоят ученики с первого по 11-й классы. Началась торжественная линейка, которую открыла директор школы.
Гостям и родителям представляются классные руководители первоклашек.
Затем слово было предоставлено председателю Пермской краевой организации Всероссийского общества инвалидов Вере Ивановне Шишкиной. Она назвала школу одной из самых лучших в Пермском крае.
«Есть дети, которые из-за проблем, связанных с передвижением, не могут ходить в школу, – сказала она, – а ваша школа может принять их. Я надеюсь, здесь будет создана атмосфера внимания к таким детям, и она сохранится надолго!»
В этот день сотрудники ПКО ВОИ провели в школе акцию по распространению буклетов с доступным рассказом о том, что из себя представляет инклюзивное образование, и браслетиков с названием проекта «Дети должны учиться вместе!» (пермский конкурс «Город – это мы!»).
Пермская краевая организация активно содействовала появлению в Перми школы с инклюзивным образованием. Конечно, в городе и раньше были школы, которые работали с детьми с ОВЗ. Но в нашем случае здание специально создано с доступной средой, поэтому может принимать такое количество детей с ограниченными возможностями.
В своем выступлении начальник отдела образования Мотовилихинского района Ирина Юрьевна Салахова назвала школу «преображенной» и пожелала всем семь футов под килем. Выступали депутаты и строители, основательно приложившие руку к тому, чтобы школа действительно стала такой «преображенной».
Вручаются цветы приглашенным ветеранам. Первоклашки веселят гостей стихами: «Очень умный я мальчишка — я уже читаю книжки!» «Жалко с детством расставаться, но пора за ум нам браться!»
В небо уходят десятки шаров, отпущенных в полет школьниками. Звучит песня с припевом: «Мы – дети солнца!»
Ученик одиннадцатого класса с первоклашкой на плече идет по кругу. Звучит первый звонок – колокольчиком. Директор учебного заведения и руководитель строительной организации разрезают красную ленту у входа.
Народ валит в новую школу!
Вера Ивановна Шишкина лично проверяет работу подъемника между первым и третьим этажами зданий — достаточно просторная площадка поднимается вверх вдоль сверкающих стальных перил. Где в Перми такое увидишь? Пока только здесь. Кроме того, на каждом этаже — туалеты, оборудованные для детей с ограниченными физическими возможностями.
Заглядываю в один из кабинетов. Татьяна Даниловна Масалкина, классный руководитель 3″А”, наводит порядок и готовится к занятиям.
«У нас классный час уже прошел, – говорит она, – завтра будет праздник прощания с летом, спортивные состязания».
В соседних кабинетах сидят нарядные ученики: в белых рубашках, синих жилетиках, с цветами на столах. Это и есть они, дети солнца, излучающие глазами свет будущего.
Юрий АСЛАНЬЯН