ДЦП и особенности характера

«У вашего ребёнка ДЦП», – произносит доктор, и мир родителей малыша в одночасье теряет свои краски…

Бесконечные изнуряющие походы по больницам, дорогостоящие лекарства, специализированные учреждения для восстановления опорно-двигательного аппарата… Родители, желая помочь своему чаду, стремятся отыскать как можно больше информации, которая бы помогла в решении многих вопросов.

Как протекает болезнь? Как она лечится и какие меры предпринять, чтобы не навредить ребёнку? – такими вопросами чаще всего задаются взрослые. Но есть еще специ­фические вопросы, исходящие непосредственно из интересов самого ребенка. Прежде всего следует обратить внимание на особенности развития и формирования личностных качеств у этих детей. Здесь все значимо: и характер самого заболевания, и окружение малыша, отношение к нему близких, друзей, преподавателей.

Детский церебральный паралич может создать проблемы с речью ребёнка, с его возможностью ходить или даже правильно держать ложку. Диагноз подчас сказывается на способности адекватно мыслить. Все эти особенности отличаются от особенностей развития обычного здорового ребенка.

Дети с ДЦП имеют свои особенности. Одни испытывают чувство усталости, повышенное необъяснимое беспокойство и раздражительность, легко поддаются критике и внушению со стороны окружающих и порой неспособны совладать с собой, часто подвергаются перепадам настроения – будучи весёлыми, вдруг, ни с того ни с сего, становятся агрессивными и капризными.

Некоторые детишки застенчивы и пассивны. Им свойственны различного рода страхи, неспособность сразу среагировать на какую-либо возникшую неординарную ситуацию, случившуюся в жизни. Им тяжело даётся адаптация в малознакомом обществе, что может привести к замкнутости и закрытости, выйти из которых в одиночку, без помощи взрослых, у ребёнка едва ли получится.

Чтобы малыш вырос более самостоятельным, не зацикленным на своих проблемах, следует с самого начала внушить ему уважение к себе самому, как к личности, а не жалость. Очень важно окружающим проявлять терпение и не торопить ребёнка, когда он одевается или же собирает игрушки, поскольку времени на совершение каких-либо действий ему может понадобиться больше, чем взрослому.

Ребёнок близко к сердцу принимает настроение окружающих. Поэтому не стоит родителям слишком уходить в болезнь своего чада, чрезмерно его опекать и баловать. Подобное поведение старших может позволить считать малышу данный способ удобным и ни к чему не обязывающим. Вот поэтому необходимо развить у малыша умеренную самооценку, в чём-то поощряя его личностные качества и действия. К тому же важно, чтобы в своих родителях ребёнок видел пример жизнерадостности, а не чрезмерной усталости. Тогда, имея перед глазами пример жизнелюбия, ему тоже захочется быть выносливее и счастливее.

Екатерина ЛЫКОВА
г. Нытва