На самом деле пермского искушенного зрителя мало чем можно растревожить. Мало чем можно зацепить струны пермских сердец. Но эта постановка гостей из Вологды вызвала горячий отклик со стороны пермяков.
В этом месяце состоялись обменные гастроли между двумя театрами в рамках федеральной программы Министерства культуры РФ «Большие гастроли».
За счет чего можно добиться такого оглушительного успеха? Представим, что спектакль – это рыба, а читатель – рыбак. Маленькую рыбешку он не заметит, а большую попытается поймать или хотя бы полюбоваться ею на расстоянии.
Что характерно для большой рыбы? У рыбы должен быть каркас, то есть характер, определяющий ее основные признаки. Этот каркас держится на хребте – мощной идее режиссера. Если хребта нет, значит, рыба не состоялась. А если хребет построен на концепте, да еще и соткан из противоречий и конфликтов, как происходит в истории семьи Келлер?
Колышется море в зале. Гул стихает. Начинается спектакль. Обнажается суша: сцена, на которую выходит слепоглухонемая девочка Элен.
Нет, не выходит. Она выкатывается на нее, бьется в истерике и сражается со всем миром и своей семьей за то, чтобы ее признали за личность. Но никто из Келлеров не может понять, что она хочет. Как можно услышать немого? Сказать что-то глухому? Показать красоту мира слепому?
Родители Элен в отчаянии. Они пытаются потакать всем ее капризам. Это попустительство вызывает новые приступы агрессии.
– Не то! Нет так! – будто кричит немая своим вызывающим поведением, прикованная, как Прометей, к семейному горю под джазовые ритмы оркестра своего отца. Но кто из родственников способен понять ее отчаянные жесты и укусы?
Сдавшийся отец, капитан Келлер, готов сдать ее в приют, а мать, вытирая слезы, не хочет отдавать дочь в беспросветную ночь. Кэт готова на все ради своей дочери.
– Каждый день Элен уходит от меня все дальше, а я не знаю, как ее вернуть! – признается она.
Конфликт разрешает доктор Анагнос. Она рекомендует взять для девочки учительницу Анни Саливан, свою бывшую ученицу, которая воспитывалась в приюте.
Анни, выросшая в приюте для слепых, пережившая в жизни миллион испытаний и девять операций по восстановлению зрения, начинает борьбу за будущее «нестандартного» ребенка. В первую очередь она борется против вседозволенности и жалости родителей.
– Вы будете ее видеть, – но только издалека, – обещает она родителям, которые хоть и пытаются сопротивляться, но сдаются под напором Анны. Анна доказывает им, что любовь – это не жалость, а борьба за стремление человека быть человеком в наилучшем его качестве.
Наивысшая точка кульминации сюжета совпадает с катарсисом, который преображает главных героев и озаряет их необыкновенным светом любви и мужества. В этой сцене плачет не только Элен, которая в борьбе с Анной и собой впервые произносит слово «вода». Высокой ценой героического труда учителя заплатила за такую борьбу Анна. И здесь плачут не только Анна и родители слепоглухонемой девочки, здесь плачет весь зрительный зал. Потому как мощный катарсис всегда очищает душу любого человека, который живет на земле. В этом его призвание.
И тут уже зритель не просто любуется большой рыбой – архетипом, мифически возникшей на сцене. Он получает мощный удар ее хвостом по совести и самолюбию. Эта рыба заставляет задуматься о той цене, которую человек платит за право быть самим собой.
На самом деле нет в мире инвалидов. Эту категорию населения придумали те, кто обезличивает человека, кто не видит в нем душу и характер. На самом деле нет в мире черных, белых и красных. Нет богатых и бедных. Все люди равны перед Богом и способны любить и бороться за себя, за свое право называться человеком.
Об этом свидетельствует жизнь учительницы Анны, которая борется со своим недугом и доказывает обществу, что она не инвалид, а человек. Об этом нам говорит судьба глухонемой девочки Элен (маленького Маугли), поднявшейся над своей бедой и спасенной из тьмы ненависти и горя.
Еще в прологе спектакля мы узнаем, что Элен, открыв в себе источник любви и познания мира, стала впоследствии известным писателем.
Наталья Трясцина