«Бабочки» в саду искусства

Года два назад наша газета уже рассказывала о человеке, который делает высокохудожественные фотографии, мало что видя при этом вокруг – в буквальном смысле слова. Все, созерцая его работы, не могли не удивляться тому, что они сделаны слабовидящим человеком. Оказалось, что он не только фотографирует, а еще и рисует, причем занялся этим совсем недавно. Имя этого человека – Андрей Стариков. Не так давно в Пермском ДК ВОС состоялась выставка его рисунков «Вариации на тему…».

«Дорогой зрячий человек! Я не призываю тебя влюбиться в мои работы, я просто прошу попытаться посмотреть на них глазами ребенка. В жизни тебя окружает столько красоты! Ты торопишься, бежишь, хочешь все успеть, не желаешь замечать, какое вокруг тебя все удивительное и неповторимое. Даже небо ежесекундно меняет цвет. Забудь на минуту о проблемах и трудностях, вспомни, какой чудесный мир окружает тебя и как чудесен ты сам!»

Эти слова принадлежат пермскому художнику Мансуру Закирову, слепому Мансуру, который себя так называл и который ушел из жизни несколько лет назад в возрасте 36 лет.  Но, наверное, под этими словами мог бы подписаться и Андрей Стариков, который почти потерял зрение уже в зрелом возрасте из-за нелепой бытовой травмы. Однако, несмотря на это, не утратил видение красоты. Однажды Андрей поделился с Мансуром: «Я не умею рисовать, но чувствую красоту»,  и тогда тот посоветовал ему фотографировать – так, как он видит. Вскоре фотоработы Старикова получили признание даже самых взыскательных зрителей, состоялись его несколько фотовыставок.

Но Андрей Стариков решил идти дальше – ему  захотелось научиться рисовать. Вообще ему всегда нравилось смотреть, как художник изображает красоту, и всей семьей они часто посещали различные выставки. Фотография – это тоже интересно, это тоже творчество, но все-таки другое…

На одном из пермских артсалонов состоялась  судьбоносная встреча с преподавателем из колледжа «Оникс», который предложил ему посещать занятия.  Так Андрей Стариков, отец двух взрослых дочерей и дедушка, стал студентом у замечательного педагога –  Юлии Викторовны Казаковой. Самая первая работа – зимний пейзаж – удивила его самого. Значит, и ему, получавшему в школе за рисование почти всегда «трояки», подвластно это чудо – переносить красоту на полотно?

Он учится чуть больше года, но в его багаже – уже несколько десятков работ. Да, пусть они пока еще кажутся наивными, незрелыми, в чем-то повторяющими чужие темы – того же Куинджи или Рериха, но кто знает: быть может, именно сегодня мы наблюдаем рождение большого художника?..

Андрей Стариков и не скрывает:
– Не люблю слово «плагиат» – оно нехорошее. И я не считаю, что занимаюсь плагиатом, заимствуя темы у великих художников, того же Куинджи. Этой выставке я дал название «Вариации на тему…», это значит, что я пытаюсь увидеть то, что увидели они, по-своему.  Еще мне очень нравятся Николай Рерих, Максимилиан Волошин – их работы не сказать что сложны, но смотрятся эффектно! Я не говорю, что я художник, – это было бы слишком громко. Я художник-любитель, тот, кто любит… И я еще учусь. Впрочем, любой художник всегда учится, совершенствуется, растет. У меня есть альбом пермского художника Виктора Кузина – у него потрясающие акварели, у него есть чему поучиться. Так же, как и у Константина Собакина. Какие есть у него портреты из обыкновенной гальки! Или настоящие произведения искусства из коряги, найденной под ногами. На любой выставке я чему-то учусь, даже у детей.

Андрей работает преимущественно в технике пастели – в ней любили работать и такие известные мастера, как Леонардо да Винчи,  Левитан,  Кипренский, Рерих, Врубель, Серов, Поленов и многие другие. Хотя эта техника, надо сказать, довольно хрупка, к хранению таких работ подходят особенно бережно. Недаром пастель называют «бабочками в цветочном саду искусства». Правда, мой собеседник не всегда работает чистой пастелью, порой он соединяет ее с акварелью – это кажется ему интереснее.

Живопись его пока не интересует, в отличие от пастели. Во-первых, чтобы заниматься маслом – нужна школа, считает Андрей. Хотя вполне возможно, что ему захочется освоить и это направление. Но пока пастель – это его главная любовь. Потому что это особая техника, когда делаешь штрих, а потом растушевываешь его пальцами, ощущаешь мягкость мелка и одновременно шероховатость бумаги. Как будто на кончиках пальцев появляются глаза – ты видишь, где остановиться, а где продолжить.

Акварель – его вторая любовь: здесь привлекают прозрачность, чистота, воздух. И после пастели он намерен вплотную ею заняться.

И все-таки почему в его рисунках так много гор? На этот вопрос Андрей Стариков отвечает просто:
– Нравятся мне горы – я всегда буду их рисовать! Я был в Уральских горах, видел горы в Крыму – это такая мощь, такое величие. Недаром же альпинисты все идут и идут в горы: не только чтобы полюбоваться на них, но и победить себя! Как сказал в одном из интервью Александр Розенбаум, человек не должен останавливаться на достигнутом. Он был доктором, стал музыкантом, освоил вертолет, то есть он растет, открывает что-то новое. Так, наверное, и я: освоил фотографию, потом резьбу по дереву, сейчас осваиваю рисунок. Я не знаю, каких высот здесь добьюсь, но мне интересно! Интересно жить, что-то узнавать. Это ведь лучше, чем водку пить! Хотя и меня, честно признаюсь, это не обошло стороной, но я выбрался, вытащил себя, как Мюнхгаузен из болота.

Директор ДК ВОС Людмила Белослудцева также признает, что Андрей Стариков растет буквально на глазах:
– Он все время в творческом поиске. Для меня открытие, чтобы слабовидящий человек с первой группой, с остаточным зрением мог сотворить такое! Его работы позитивные, добрые, они очень нравятся многим. Это не абстракция, а вполне понятные всем темы – природа, пейзажи, естественные цвета. Вообще этот человек интересуется очень многим, в том числе участвует и в художественной самодеятельности, ни один из новогодних праздников не обходится без него: он у нас Дед Мороз, веселит и детей, и взрослых. Этот человек нашел себя, что не каждому дано. Андрей живет и работает наравне со здоровыми людьми.

– Несмотря на сложности, мне нравится дарить людям красоту и самому получать от этого радость, — подытожил Андрей Стариков. – Однажды в разговоре с кем-то у меня случайно вырвалась фраза, которая мне самому понравилась: «Своим творчеством мы показываем большой кукиш своему недугу». И это действительно так!

Ирина ГИЛЕВА