Наша газета продолжает писать о студентах с ограниченными физическими возможностями. Мы уже рассказывали о тех, кто учится в Пермском государственном национальном исследовательском университете и Пермской академии искусств и культуры. Сегодня речь пойдет о студентах Пермского государственного педагогического университета
Себя спасет и другим поможет
Она вышла ко мне на костылях — у девушки контрактура коленного сустава, ограничение подвижности. При этом в школе она хорошо училась, особенно ей нравился русский язык, гуляла и играла со сверстниками. В свободное время посещала клуб, где с другими ребятами пела и выступала с концертами.
Она перенесла пять операций. На костылях ходит последние четыре года.
Эльвире Юдиной девятнадцать лет, она из деревни Савичи Сивинского района. Мама работает медсестрой в санатории, папа — водитель, младший брат учится в школе.
А после окончания 11 классов решила получить высшее образование. Выбрала профессию логопеда, поскольку хорошо помнила, что именно этот специалист помог ей после первого класса исправить дефекты речи.
Сегодня Эльвира учится на втором курсе факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета. Надеется, что окончит бакалавриат — это четыре года учебы. Многое будет зависеть от состояния здоровья, но она верит в то, что добьется выздоровления. Может быть, будет и магистратура. А пока изучает логопедию, технологию обследования речевой деятельности, специальную психологию (детей с ограниченными возможностями здоровья) – свои любимые предметы. Каждый день – лекции, семинары, практики.
В первом семестре занятия проходили в реабилитационном центре, где студенты сами придумывали и мастерили различные приспособления для исправления дефектов речи.
– Логопедию нам преподает Лариса Рейновна Лизунова, – рассказывает девушка, – она учит нас творчески подходить к делу. Чтобы дети могли делать упражнения для верхнего нёба, формирования воздушной струи, я, например, смастерила ветровую мельницу. Ребенку интересно дуть на неё так, чтобы она закрутилась. Или берутся шарики из фольги, которые ребенку надо задуть в ворота. Игра помогает исправить дефект речи, чего мы и добиваемся.
Скоро у студентки начнется практика в детском саду. Знает, что точно будет работать по специальности. Может быть, в дошкольном учреждении, а может быть, и в медицинском — например, с людьми, перенесшими инсульт, которым необходимо восстановление речи.
Сегодня Эльвира уверена, что не только сама выздоровеет, но и другим поможет, как помогли когда-то ей. Главное — действовать.
Путь к профессии
Евгению Васько двадцать один год. Он приехал в Пермь из села Бабка Частинского района. Мама преподает географию в школе, папа занимается грузоперевозками, братик учится в школе.
Любимыми школьными предметами у него были алгебра и литература. На первый взгляд, трудно совместимые предметы. Евгений так не считает. Учился на 4 и 5. Несмотря на то, что у него с рождения недоразвитие левой руки, он всегда занимался физической культурой, активно играл в футбол и баскетбол. Никаких комплексов. Любил и любит общаться с людьми, разговаривать на интересные темы. Занимал первые места на районных олимпиадах по психологии. Однажды попала в руки книга, которую дал преподаватель школьного факультатива по психологии. Она произвела на него впечатление. Потом участвовал в молодежных форумах, на которых преподавателем ПГПУ Денисом Олеговичем Смирновым и студентами проводились «Школы лидеров». Он принимал в них активное участие, особенно нравились психологические конкурсы.
В результате к окончанию школы с выбором он определился – поехал поступать в Пермский государственный педагогический университет, на факультет психологии. Поступил. Его любимыми предметами стали такие, как общая психология, возрастная психология, сравнительная, психоанализ.
Занимался футболом, легкой атлетикой. В свободное время выступал диджеем на дискотеках. Подбирал музыку для танцев – вставлял в музыкальный центр диски и включал мелодии, песни, соответствующие моменту, чем начал заниматься ещё в школе. В Перми подошел к делу более серьезно, прошел обучение у профессионала.
Сегодня Евгений Васько уже на пятом курсе университета. Скоро получит диплом. У него много друзей и будущее, связанное с любимой профессией.
– Сначала, скорее всего, начну с преподавательской деятельности, – говорит он, – а потом видно будет, но в любом случае психология станет главным делом в моей работе.
Чувствуется, Евгения никто и ничто не остановит.
Жизнь в ритме босса-новы
Ксении Косолаповой двадцать лет. Она приехала в Пермь из Очера, где окончила школу с серебряной медалью. Кроме того, получила музыкальное образование по классу аккордеона, проучившись в музыкальной школе семь лет. И это ещё не все — параллельно посещала кружок эстрадного вокала.
После школы выбрала факультет музыки Пермского государственного педагогического университета. Сегодня она уже на последнем курсе бакалавриата. Конечно, у них есть такие курсы, как педагогика и психология, но основными являются музыкальные дисциплины: история русской, советской и зарубежной музыки, сольфеджио и гармония, академический вокал, конечно, аккордеон и фортепиано, играет на гитаре.
У Ксении сахарный диабет. Но её насыщенной жизни может позавидовать любой. День на факультете чрезвычайно загружен, нужно посещать лекции, индивидуальные занятия: аккордеон, вокал, дирижирование.
На аккордеоне Ксения любит играть эстрадные произведения — например, украинского композитора Владимира Зубицкого, такие вещи как «Либер танго» Астора Пьяццолы, или босса-нову, народные песни в современных обработках.
Три раза в неделю она с большим удовольствием занимается в камерном хоре «Лик», которым руководит Ольга Леонидовна Лифанова. Поют всё – от классики до современных произведений. В прошлом году исполняли кантату «Stabat Mater» Франца Шуберта и «Географическую фугу» Эрнста Тоха. Выступали в составе агитационных концертов университета в Чайковском и Березниках. Каждый год — в Пермском органном зале.
С полгода назад она начала петь духовные произведения в архиерейском хоре Свято-Троицкого кафедрального собора.
Несколько раз ездила по путевке в Ессентуки, чтобы поддержать свое здоровье. С таким заболеванием и таким напряженным образом жизни это, конечно, необходимо. Да и планы обязывают – после окончания университета Ксения собирается преподавать музыку в школе.
Юрий АСЛАНЬЯН
Фото Владимира БИКМАЕВА