Мы знакомы с Геннадием Сергеевичем Мальцевым лет пять, с тех пор как я с помощью публикации пытался помочь ему добиться справедливости в деле о неудачной операции, в результате которой он стал инвалидом. Добиться не удалось. Сегодня ему 65 лет, но он продолжает заниматься спортом и путешествовать
У Геннадия Сергеевича богатая биография. Он родился в Сивинском районе, в большой семье. Школьником начал работать помощником киномеханика. Поступил в речное училище. Три года служил в армии, сначала на Дальнем Востоке, затем в Германии, авиамехаником в ВВС, был секретарем комсомольской организации полка. Вернулся, пошел в сборочный цех КБ «Авиадвигатель». Позднее работал на заводе им. Калинина. Затем уехал в Смоленск, устроился механиком в авиапорту. Вернулся снова на завод и поступил учиться на вечернее отделение юридического факультета госуниверситета. Днем в цехе, вечером на занятиях, в выходные в библиотеках со стопами книг. Стал юрисконсультом облкоммунэнерго. Потом была областная контора Стройбанка. Там он впервые начал заниматься строительным контролем. Не раз заводил уголовные дела. Боевой характер. Трудился в райисполкоме и жилищном тресте Дзержинского района, где был мастером, инженером, главным инженером.
Сегодня Геннадий Сергеевич является членом организации ПКО ВОИ Индустриального района Перми. Играет на гармони и поет народные песни про Урал, про Пермь, про любовь и родину. Поет в трех народных хорах. Владеет компьютером, но мало пользуется им из-за ухудшающегося зрения. То же самое с книгами, которые раньше читал запоем.
На своей «Оке» участвует в автопробегах по Пермскому краю. Обычно это десять машин, за рулем которых находятся инвалиды. Всего до 30 человек. Такой хороший моторизованный отряд путешественников. Они уже побывали в Соликамске, Березниках, Чермозе, Уинском, Чайковском. Каждая поездка длится не менее трех дней.
– Цель пробега – узнать, чем занимается общество инвалидов того района, куда мы едем, – рассказывает Геннадий Сергеевич, -провести совместные мероприятия – спортивные соревнования по шашкам и шахматам. И даже гонки на колясках организовывали. Поделиться собственным опытом. Пообщаться с людьми. Посмотреть, в каком крае мы живем, какие города, реки и горы есть в Прикамье. Видели красивейшие храмы Соликамска и причалы Чайковского, были на Воткинской ГЭС, в Осе побывали в музее и посмотрели панораму осады города, отдыхали в сосновых борах. Ездит Геннадий Сергеевич с женой Валентиной Степановной.
Последние года три в районной организации у него имелось постоянное поручение – он отвечал за колясочников. Привлекал их к общественной жизни и занятиям спортом.
– Что делаем? Ядро бросаем, в дартс играем, соревнуемся в динамометрии, – рассказывает он. – Нужно привлекать молодых инвалидов, а адреса не знаем. Молодые – и сидят дома! У меня какой возраст, а я всех обгоняю! Удивительно, но мне так и не удалось узнать подлинное количество колясочников в районе – ни в райсобесе, ни в городском комитете соцзащиты, ведь я хотел приглашать из других районов. Проблемы организации спорта у инвалидов есть. Помещений для занятий – нет. Нам выделяют залы на несколько часов, например, в «Столице» под боулинг, то же «Динамо» – под соревнования. Не скажу, что этого достаточно.
Геннадий Сергеевич ходит с двумя тросточками, а в соревнованиях участвует на коляске. Выступает против возрастных ограничений в спорте для инвалидов. В молодости он играл в настольный теннис, выполняя норму мастера спорта. Однажды сыграл семьдесят игр за один раз. Позднее занимался со школьниками в детском клубе «Радуга».
– Ехал на коляске на соревнования по метанию ядра к стадиону «Динамо» и на пешеходном переходе через Комсомольский проспект, перебираясь через бордюр, упал и ударился, – рассказывает он, – так же мучаются в Перми женщины с колясками, перебираясь через каменные бордюры. Вот тебе безбарьерная среда! На тех соревнованиях я занял третье место среди инвалидов края. Руки у меня сильные, с ними все в порядке, с головой, к счастью, тоже. У меня все просят советы. Я даю и советы, и бесплатные консультации, когда есть возможность. Вышел закон об инвалидах, чиновники говорят: а мы ещё на местах должны разработать! Мы не знаем, сколько соток давать – местного закона нет… Разрабатывайте – третий год уже пошел! По закону они обязаны выделять землю инвалидам под строительство!
На инвалидности Геннадий Сергеевич с 1996 года. Первая жена оставила его, когда случилось несчастье. И он оказался в комнате общежития 12 метров. Вторая жена, Валентина Степановна, тоже инвалид. На третий этаж поднимаются пешком, лифта в здании нет, поручней для инвалидов – тоже. Несут сумки с продуктами… Создал ИП «Щит», юридическую консультацию, но поскольку принимал клиентов дома, в общежитии, пришлось ее закрыть из-за давления властных структур.
Пробовал решить жилищный вопрос – обращался в органы власти, к депутатам и в прокуратуру. Бесполезно.
– Очередь на жилье – год назад в городской администрации говорили, что я 110-й в очереди по инвалидам, давали по 35 квартир примерно в год. Думал, через три года получу, а нынче оказалось, что впереди меня ещё тысяча. Пишу в прокуратуру, – рассказывает он, – отвечают, обращайтесь, мол, в суд. Какой суд, я ведь хожу с трудом, а там бегать надо! То же самое было, когда судился со здравоохранением, защищая свои права после неудачной операции. Здоровому человеку невозможно выдержать тяжбы в суде. Начинаю выступать в суде, нервничаю, поэтому не могу выразить то, что необходимо в данный момент. Трудно оставаться спокойным, когда видишь, что твои слова не записываются, а предложения представителя власти – да. Вот и начинаются боли в ногах.
У него трое детей от первого брака: старший сын, подполковник космических войск, приезжает раз в год. Второй сын – строитель, закончил политехнический институт, тоже навещает, бывает дочь – артистка, иллюзионист.
Удивительно, как он в таком возрасте и положении ещё играет на гармони, поет, занимается спортом и помогает другим. Может быть, наши инвалиды успешно выступили на Паралимпийских играх потому, что дома им приходится преодолевать такие барьеры, о которых в Англии представления не имеют? Предлагаю отправить его туда тренером. Может быть, там супругам-инвалидам не придется пешком подниматься на третий этаж в общежитскую комнату.
Юрий АСЛАНЬЯН