Независимо от личного отношения к нашей медицине мы обречены периодически вступать с ней во взаимоотношения. Никуда от этого не уйти – с годами здоровье не улучшается. Появляются и новые болезни, и осложнения старых. Вот и я недавно вынуждена была встретиться с ней опять. И хотя у нас давнее знакомство, всякий раз необоснованно всплывает надежда хоть на какие-то улучшения.
После капитального ремонта холл нашей поликлиники N 2 МУЗ напоминает зал ожидания аэропорта. Отделка «под мрамор». Блеск стекла и ощущение простора, которое усиливает большое потолочное окно. У входа символ времени – справочный терминал. Внешние преобразования налицо, а суть? Увы… Ожидание визита к участковому врачу, в лучшем случае, две недели. К «узкому» ещё дольше при условии, что удача улыбнулась и бирки не закончились на предыдущем пациенте. Если потребуются анализы, УЗИ, томография, запаситесь терпением на долгие недели и месяцы. Жаль, что болезни этого не объяснишь… И может статься, что, когда пациент наконец преодолеет длинный путь к выяснению причины болезни, извините за чёрный юмор, «вскрытие покажет»…
Даже существенное повышение зарплат не удерживает терапевтов в поликлинике. Участки постоянно не доукомплектованы. Сейчас, например, в нашей районной поликлинике «не закрыто» 3 участка, а наш участок 3 года существовал без своего врача и получал все услуги по «остаточному принципу». Сейчас участковый есть, но совмещающий ещё и заведование, и работу с платными пациентами… Так что попасть к нему непросто.
А как быть тем, кто не отказался от соцпакета и выписывает бесплатные рецепты? Проблемы получения лекарств остались и даже усугубились сокращением льготных отделов. Всё та же нехватка лекарств в аптеках, долгое ожидание, просроченные рецепты, повторное обращение к врачу… Замкнутый круг бега белки в колесе. Но та хоть здорова… Проблема нехватки «узких» специалистов существует давно и логически объяснима смехотворной зарплатой. В родной поликлинике на целый район всего один эндокринолог.
Низкая оценка труда порождает ряд негативных явлений: сговор с фармакологическими представителями взамен профессиональной чести и «раскручивание» пациентов на деньги. Не всех, но кого-то система ломает. Не устраивает положение дел? Можно пойти другим путём… При поликлинике есть платные услуги. Здесь маховик крутится быстрее. Нет изматывающих душу многодневных ожиданий. Заплатил – и иди куда надо. Однако такой атавизм советского времени, как очереди, остался и здесь. Прежде чем попасть в нужное место, мне, например, пришлось выдержать две очереди. В одно окно – за получением двух длинных свитков, покрытых с обеих сторон убористым печатным текстом, который никто никогда не читает. В другое – шлёпнуть печать.
Это было для меня испытанием, так как ноги слёзно просили покоя, а сесть было абсолютно некуда. Казалось бы… Если пациент платит из своего кармана, всё должны сделать так, чтобы «комар носа не подточил». Но не факт, что ваш анализ не потеряют и тут. Менталитет-то один…
При мне небольшая делегация всё же отправилась на самостоятельные поиски потерявшихся результатов в лабораторию. Был у меня опыт обращения и в частную клинику широко рекламируемой корпорации. (Нужно заметить, что рекламу медучреждения пациент оплачивает из своего кармана). Западный интерьер. Изнуряющая вежливость. Вальяжный доктор, зимний загар которого удачно оттенял сияющую белизну халата и… полное разочарование. На такую мелочь, как жующий жвачку доктор, можно и глаза закрыть, но жаль потраченных зря времени и денег. Ни на один из своих вопросов не получила вразумительного ответа. Зато получила настойчивые рекомендации пройти обследования в их клинике. Хотя все результаты были на руках. Может быть, мне просто не повезло с доктором и есть примеры прямо противоположные? Допускаю и такой вариант. Но личные переживания придают раздумьям свою окраску. Фраза «Лечиться даром – даром лечиться» вышла из частных клиник. И понятие «сумма – качество» не перетекает одно в другое.
Считаю, в медицине всё-таки первичны мозги и человеческие качества, аппаратура – вторична. И не думаю, что врачи частных учреждений и государственных сильно отличаются друг от друга. Заканчивали-то один институт. Просто первые оказались более предприимчивые. Или взять другой пример частной медицины. В одном из отдалённых российских посёлков при поликлинике работал единственный ЛОР, где принимал частник из города по рыночным ценам. Это значит: с обеспеченных граждан одна сумма за визит, с пенсионеров и инвалидов – в 2 раза меньше, а то и ничего. К тяжёлым больным он выезжал на дом. И как профессионал не вызывал никаких нареканий.
Но Минздрав области (в данном случае Калининградской) распорядился закрыть кабинеты «частной практики» при лечебных учреждениях. Сейчас больные с острым отитом (а это жуткая боль) едут за несколько километров в город. Одним визитом дело, как правило, не ограничивается, поэтому финансовые потери намного больше, чем раньше. Кто выиграл в этой ситуации? И пациенты, и врач оказались в проигрыше…