Может ли ребенок рассказать о том, что жизнь не впереди, как мы часто слышим из уст старшего поколения, а прямо сейчас? Кажется, это довольно сложно, ибо дети ничего не знают о жестокости жизни, о несправедливости судьбы, но роман Эмиля Ажара – под таким псевдонимом Ромен Гари опубликовал свое произведение, удостоенное Гонкуровской премии в 1975 году, – доказывает обратное.
Его главный герой – десятилетний мальчик-араб Момо. Оставшись без родителей, ребенок оказался на попечении старой еврейки – бывшей «ночной бабочки», которая, по моему мнению, не знала, что такое настоящая любовь, до тех пор, пока он не появился в ее жизни. Всеми брошенный мальчик, волею судьбы живущий в полупансионе, не погасил свет в сердце и отдавал все свое тепло, искренность, преданность мадам Розе – женщине, заменившей ему мать.
Когда я искала информацию об этой истории, то столкнулась с мнением критиков, утверждавших, что книга не соответствует заявленному возрастному ограничению – 12+. Возможно, кто-то разделит эту точку зрения, но я готова ее опровергнуть, и вот почему.
Изюминка работ Ромена Гари – это полная, абсолютная трансформация автора в своих персонажей. Так, взрослый мужчина легко становится «малышом Момо», или юным Мохаммедом, что вырос среди грязи, болезней, наркотиков, продажных женщин, но, несмотря на это, поразительно точно сумел сложить мозаику жизни из разговоров взрослых. В результате чего получилось повествование о непростой картине мира, где затрагивается тема сострадания, самопожертвования и безграничной, затапливающей любви к единственному по-настоящему близкому, родному человеку, после смерти которого герой становится по-настоящему одиноким. Хотел бы «маленький» Момо, чтобы его история сложилась по-другому? Я полагаю, что нет.
Тонкие комедийные нотки романа слово за словом сплетаются с драмой, делая его максимально похожим на то, что происходит в жизни каждого из нас. Показывая: это сложнейшая, моментами невыносимая, но безумно интересная повесть, которую мы пишем сами, и все ее детали нам необходимо принимать как дар, ценить такими, какие они есть. Потому что жизнь на самом деле не впереди, она только здесь, сейчас, а иной возможности ее прожить у нас, увы, никогда не будет.
Если говорить обо мне, как о человеке, которому посчастливилось незримо наблюдать за жизнью Мохаммеда, не знавшего даже своего возраста, то я сделала это не зря и могу с уверенностью сказать, что эту историю можно смело отнести к современной классике, открывающей реальный взгляд на вещи, освобождающей от предрассудков и говорящей о том, что каждый из нас волен делать СВОЙ выбор. Эта книга для тех, кто устал от привычного уклада бытия, запутался и по каким-то, нередко независящим от нас причинам оказался в тупике.
Приятного вам прочтения!
Анна Чудинова