Сегодня наш гость – кандидат педагогических наук, доцент Пермского гуманитарно-педагогического университета Тамара Фёдорова, которая на протяжении десяти лет возглавляет кафедру спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры.
– Здравствуйте, Тамара Александровна! Вы не будете против, если нашу беседу мы начнем, что называется, аб ово, что в переводе с латинского означает «от яйца»? Иначе говоря, с самого начала.
– Я родилась в семье глухонемых родителей. Отец Александр Андреевич Новоселов был неграмотным, но, работая обрубщиком на машиностроительном заводе имени В. И. Ленина, имел 17 патентов на изобретения полезной модели промышленного образца. Мама Анфиса Григорьевна всего один год училась в школе, работала швеей. До пяти лет я не говорила и хорошо помню, что в садике меня дразнили ребятишки. Заговорила благодаря маминой сестре Алевтине Григорьевне, которая работала учителем начальных классов, и я жила у нее некоторое время. Вместе с ней ходила в школу и постепенно начала говорить. Благодарна я и моей первой учительнице Луизе Константиновне Овчинниковой, которая хвалила меня за малейшие успехи. Хотя, честно признаюсь, в школу ходить не любила: уроки давались тяжело, и с подружкой мы частенько прогуливали.
– Когда за ум взялись?
– Когда сестра Зинаида узнала, что я прогуливаю уроки, провела со мной беседу. Спросила, в какой кружок я бы хотела ходить, и я ответила – в фотокружок. Она купила мне фотоаппарат «Смена 8М» за 12 рублей, и я начала заниматься в фотокружке при Дворце пионеров. И уже в шестом классе стала победителем международного конкурса «Зоркий-Дружба-50», за что меня отправили в международный лагерь «Орленок». Стыдно сказать, но пришлось ради этого подделать школьный дневник, хотя у нас его там и не спрашивали. И уже после этого взялась за ум, подтянулась в учебе. Особенно любила математику. Меня также избрали председателем совета пионерской дружины, а еще раньше занялась спортивным ориентированием.
– После окончания школы куда решили поступать?
– В Московский государственный университет, на факультет журналистики – хотела стать фотокорреспондентом. Срезалась на первом же экзамене – получила двойку за сочинение! Вернулась в Пермь, думаю, что делать дальше. И вот однажды шла мимо Дворца пионеров и столкнулась с его директором. Оказалось, что им нужен руководитель фотокружка. На протяжении года там работала. А потом поступила в Пермский государственный педагогический институт на факультет физической культуры.
По распределению мужа уехали в Казахстан, на Байконур. Проработали там 13 лет, а после развала Советского Союза вернулись домой. Обошла пять школ, но нигде не требовались учителя физкультуры. И снова мою судьбу решил случай: встретила руководителя моей дипломной работы Ольгу Павловну Саулину, она и предложила работать в ПГПИ.
– И вот уже 10 лет вы возглавляете кафедру спортивных дисциплин и адаптивной физической культуры. Кто ваши студенты?
– Учатся в основном здоровые студенты, но есть и студенты с ОВЗ – слабовидящие, с ДЦП. В процессе обучения студенты получают знания по адаптивной, лечебной и физической культуре, классическому, лечебному, спортивному массажу, медицине, педагогике, психологии, комплексной и физической реабилитации, арт-терапии, иппотерапии. Студенты проходят практику на базе ведущих центров реабилитации, санаториев-профилакториев, коррекционных учреждений разного типа, в больницах. Наиболее отличившиеся получают возможность трудоустроиться в этих учреждениях. Выпускники кафедры работают в неврологических отделениях, занимаются реабилитацией с людьми после инсультов, в госпиталях, коррекционных школах, и везде их очень хвалят. Потребность в таких специалистах очень большая!
– Тамара Александровна, где черпаете энергию? Ведь, кроме работы на кафедре, вы еще и ребят из Спортивно-адаптивной школы Паралимпийского резерва тренируете!
– Мне иногда тоже задают такой вопрос. Но вот, бывает, идешь на тренировку, сил вроде нет – все-таки мне уже 65. Но когда встречаешься с ребятами, и энергия откуда-то берется. Моя старшая сестра, очень верующая, тоже всегда говорит мне: «Смотри, не бросай глухих ребят!». Всегда спрашивает, как у них дела. Мы с ними уже много где побывали на соревнованиях – и по России, и за границей. Они очень многим, кроме спорта, интересуются, всегда спрашивают, что можно посмотреть в том или ином городе. Для них важно, раз они не слышат, то хоть увидеть что-то новое, интересное.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье!
– Я воспитала двух сыновей, старшего Алексея и младшего Михаила. К сожалению, младший сын пять лет назад ушел из жизни в возрасте 33 лет – оторвался тромб. Остались трое мальчишек. Он жил с семьей в Тамбове. И вы знаете, о человеке узнаешь больше, когда его не стает. Очень многие пришли, приехали из разных городов России, одна женщина даже из Америки прилетела. Много добрых слов о нем сказали. Михаил тоже окончил Пермский государственный педагогический институт, был связан со спортом, вел тренировки среди любителей бега, ориентирования, был председателем федерации спортивного ориентирования Тамбовской области – он как будто торопился жить. Михаил был очень заботливым сыном, помог мне приобрести автомобиль, заставил сдать на права. Конечно, терять своих детей очень больно, и время не лечит.
– Как проводите свои отпуска?
– Отпуска я провожу на тренировках с ребятами. Нынче выезжали на соревнования в Осу, Полазну. На факультете открыли специальность «Туризм», учимся разрабатывать туристические маршруты, водим туристов на Камень Полюд, в Каменный город, другие интересные места Прикамья. Зимой люблю кататься на лыжах. Вспоминаю курьезный случай из своей жизни, когда жила еще на Байконуре. Когда выиграла в конкурсе «Учитель года», меня отправили на Республиканский конкурс в Алма-Ату. И мы с подругой поехали в горы: она пошла кататься, а я решила просто полюбоваться прекрасными видами. Поднялась вверх на подъемнике, и вдруг он останавливается, а работник сообщает, что заработает он только завтра. Что делать, придется спускаться пешком. Вдруг ко мне неожиданно подъезжает певец Александр Малинин в красивом голубом костюме и предлагает помощь: «Вставайте сзади на лыжи, будем спускаться вместе». Так и спустились. А потом он пригласил нас с подругой на свой концерт.
– Расскажите о ваших увлечениях!
– Люблю мастерить поделки из разных природных материалов: коры, шишек, веток. Правда, не всегда хватает времени. Однажды во время ремонта сделала рамки из корявых прутьев, собранных в лесу, и вставила в них фотографии. Все восхищались! Еще понравилось заниматься квиллингом – это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Всем дарила их на дни рождения. Время от времени занимаюсь вышивкой: есть платье, вышитое гладью. Когда-то давно вышила сыну на рубашке целого орла! Иногда занимаюсь вязанием – еще отец обучил.
– Кулинарничать любите?
– Мое коронное блюдо – плов, который даже на костре удается. Однажды пригласила коллег с факультета и решила приготовить мясо в горшочках – надоел уже плов. А всем хотелось именно его!
– С 1 сентября начнутся занятия. Что для вас этот день значит?
– Всегда жду начала учебного года! Жду встречи с коллегами, со студентами. Каждый год – новый набор, ребята все разные, интересные, буду с ними знакомиться. Они учатся у меня, а я учусь у них. Занятия стараюсь проводить в игровой форме, и атмосфера у нас царит всегда дружеская, веселая.
– 5 октября – Всемирный день учителя. Как его отмечаете?
– Этот день совпадает с посвящением в студенты. Весь первый курс вместе с преподавателями собирается на базе в районе «Биомеда». Проводим квесты, игры, общаемся – это способствует сплочению, мы лучше узнаем друг друга.
– Что пожелаете читателям нашей газеты?
– Всегда добиваться высоких результатов, несмотря на трудности! Если есть желание, все всегда получится. К примеру, я, деревенская девчонка, никогда не думала, что стану кандидатом педагогических наук, доцентом, смогу написать и защитить диссертацию. Пришлось этим заняться, потому что заведующему кафедрой положено иметь ученое звание. Было непросто, но я справилась. Пусть все получается и у читателей вашей газеты, и у коллектива редакции!
– Спасибо, Тамара Александровна! Мы тоже желаем вам успехов в новом учебном году!
– Благодарю!
Ирина ГИЛЁВА
Фото из архива Т. Фёдоровой