“КОНФЛИКТОВАТЬ НЕЛЬЗЯ СОТРУДНИЧАТЬ”

Конфликты – это неизбежная часть жизни. Они могут возникать на работе, в семье и даже в дружеских отношениях. Однако, если мы научимся управлять своими эмоциями и поведением в конфликтных ситуациях, то сможем снизить уровень конфликтности и улучшить качество жизни Стоит понять, что конфликт не имеет только негативную окраску, он может помочь нам вырасти эмоционально и открыть новые стадии в отношениях с коллегами, друзьями и близкими. Так что же означает это понятие?

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Замечали ли вы, что при возникновении конфликта окружающие реагируют совершенно различно? Кому-то удается решить трудную ситуацию в момент ее возникновения, а кто-то своими действиями то и дело усугубляет положение. Почему так по-разному получается?

В психологии выделяется пять основных стратегий разрешения конфликтной ситуации: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество.

Рассмотрим подробнее каждую из стратегий. Постарайтесь определить, какой придерживаетесь вы.

1. Избегание, уход от решения проблемы. Обычно так действуют при слабой мотивации для участия в конфликте, когда выигрыш представляется не очень привлекательным или малореальным, либо выигрыш требует слишком больших усилий, а человек не желает их прилагать и одновременно не видит смысла пойти навстречу оппоненту. При таких обстоятельствах человек делает вид, что проблемы не существует, он уходит от конфликта. Избегание делает конфликт односторонним с последующим его завершением, либо прерывает его, вернув обе стороны к состоянию готовности к конфликту.

2. Приспособление или уступчивость. Если сторона идет навстречу интересам оппонента за счет собственных интересов, что бывает обычно при наличии какого-то оправдания такой жертвы, имеет место форма приспособления. В такой ситуации человек либо учитывает особую значимость проблемы для оппонента при меньшем ее значении для себя, либо он поступает так ради сохранения отношений или рассчитывает приобрести такой ценой расположение оппонента, либо он понимает свою неправоту. Так или иначе, в данном варианте субъект добровольно уступает победу оппоненту.

3. Конкуренция или соперничество. Данная форма поведения проявляется, когда человек ставит свои интересы во главу, полностью игнорируя интересы партнера. При этом сторона рассчитывает на свою полную победу, однако рискуя при этом потерпеть поражение. Для данного варианта характерна максимальная мобилизация доступных средств, высокое эмоционально-волевое напряжение. Именно при таких действиях встречается борьба «не на жизнь, а на смерть», и здесь же чаще всего наблюдается отступление от правил «честной игры».

4. Компромисс. Такое решение проблемы имеет место, когда одна сторона идет навстречу интересам другой стороны, тем самым человек снижает риск проигрыша и получает частичное, компромиссное решение проблемы. В данной ситуации приходится действовать расчетливо, осмотрительно, проявлять терпение, выдержку, настойчивость и изобретательность в поисках вариантов, устраивающих обоих партнеров.
В трех последних формах поведения: приспособление, конкуренция и компромисс, сумма выигрышей равна сумме проигрышей, т. е. интересы побеждающего целиком удовлетворяются за счет интересов проигрывающего (или добровольно уступающего).

5. Сотрудничество. В данном варианте при гармоничном учете взаимных интересов для обоих субъектов открывается возможность для творческих, созидательных процессов. Важным условием такого поведения является наличие общей цели, а также доверительность, открытость отношений, взаимоуважение партнеров. Нередко путь к сотрудничеству лежит через компромисс.

Вашему вниманию предлагается короткий тест, который поможет определить ваш уровень конфликтности.

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

Инструкция. В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему вашему поведению.

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете ли на собраниях (клас­сных часах) с критикой?

а) нет;
б) только если для этого имею веские обстоятельства;
в) критикую по любому поводу.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.

5. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:

а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

6. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:

а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.

7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.

Оцените полученные результаты:

каждый ответ «а» — 4 балла;
«б» — 2 балла;
«в» — 0.

Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может, поэтому иногда вас могут назвать приспособленцем, «удобным».

От 10—18 баллов. Вы кажетесь человеком конфликтным, но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода, и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к вам уважение.

До 8 баллов. Конфликты и споры — это ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваши грубость и несдержанность могут отталкивать людей. Постарайтесь перебороть свой характер, т. к. окружающим вас людям слишком сложно общаться с вами, что может повлечь за собой одиночество.

Тест приведен из книги «Сборник психологических тестов» / Составители: Л. А. Богатова, В. В. Герасимова, Л. А. Кудряшова, И. А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007 год.

Что важно при выборе стратегии разрешения конфликта?

1. Отделять личное отношение к человеку от проблемы. Представьте себя на месте оппонента в сложившейся ситуации. Не дайте субъективным впечатлениям повлиять на ваше решение.
2. Почаще задавайте вопросы «Почему?», «Почему нет?». Выслушайте толкование интересов второй стороны, аргументируйте свои. В приоритете должен быть интерес к разрешению конфликта, а не отстаивание своей позиции.
3. Искать взаимовыгодные варианты. Необходимо учитывать как свои претензии, так и претензии оппонента, стараясь найти удобное решение.
4. Максимально объективно оценивать ситуацию. Выслушайте доводы второй стороны, но не поддавайтесь давлению и эмоциям. Используйте объективные, справедливые критерии при оценке ситуации.

Как снизить уровень своей конфликтности?

Первым шагом к снижению уровня своей конфликтности является осознание того, что конфликт – это не обязательно плохо. Конфликт может быть полезен, если он помогает нам решить проблему или достичь соглашения.

Но если конфликт становится слишком эмоциональным и деструктивным, то его нужно научиться контролировать. Для этого нужно научиться выражать свои чувства и эмоции без агрессии и оскорблений.

Важно помнить, что слова могут ранить, поэтому следует выбирать выражения с осторожностью. Вместо того, чтобы говорить «ты дурак», лучше сказать «я чувствую себя обиженным, когда ты так говоришь».

Также полезно научиться слушать другого человека и понимать его точку зрения. Если мы сможем понять, что другой человек чувствует, и почему он ведет себя так, то мы сможем найти компромиссное решение и избежать конфликта.

Кроме того, важно научиться управлять своим гневом. Если мы не умеем контролировать свои эмоции, то можем стать агрессивными и начать кричать или бить посуду.

Чтобы избежать этого, стоит освоить глубокое и медленное дыхание, питающее мозг кислородом и способствующее успокоению.

Снижение уровня своей конфликтности – это процесс, который требует времени и усилий. Но если мы будем следовать этим простым советам, то сможем улучшить качество своей жизни и избежать ненужных конфликтов.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18
для обучающихся с ОВЗ»