с особенностями развития и не только
Любовь родителей, конечно, является самым главным условием для становления нормальной психики ребенка. Но, как и везде, у любви тоже есть предел, за которым она из вполне естественного и правильного чувства превращается в гиперопеку и начинает откровенно вредить ребенку.
На самом деле гиперопека это, скорее, не избыток любви, а повышенное количество страхов и тревожности за судьбу ребенка, выливающихся в чрезмерную опеку над ним. И эта неестественная, повышенная забота нужна не столько детям, сколько самим родителям для своего успокоения.
Посредством гиперопеки сделать ребенка несчастным значительно проще, чем осчастливить его. Это давно замечено в народе. Во многих странах существуют сказки про злую мачеху, которая нагружает падчерицу тяжелой работой, в то время как ее родная дочка ничего не делает. И в итоге выигрывает падчерица, которая выходит замуж за красивого и богатого человека, а неопрятная лентяйка оказывается никому не нужной.
Два типа гиперопеки: снисходительная и доминирующая
Когда в семье царит снисходительная (потворствующая) гиперопека, родители все делают для ребенка.
Детям все позволяется без ограничений, все прощается. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни за порогом родительского дома. Когда такой ребенок поступает в школу, он не может наладить контакты с ровесниками, ему сложно выполнять требования учителя, тяжело учиться.
Часто в семье ребенка с особенностями в развитии гиперопека именно такая: если ребенок проявил недовольство или слабость, то родитель слишком снисходителен – при преградах и неудачах проще сделать что-то за ребенка, дать то, что просит, лишь бы его не огорчать и не «расшатывать психику еще больше». Фактически все выполняется за ребенка без шанса научиться самостоятельно справляться с трудностями.
Другая сторона – доминирующая гиперопека. Когда ребенку наоборот все-все-все запрещают, оправдывая запреты безопасностью. Взрослый не пускает ребенка на горку, носит по лестнице на руках, чтобы не упал. Решает за ребенка, с кем ему общаться, что ему есть, во что одеваться и так далее.
К детям с ОВЗ и детям-инвалидам в семьях предъявляются, как правило, заниженные требования, санкции, запросы. Ребенок обычно ограничен в собственной активности. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности общения, установления межличностных, межполовых контактов.
Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка, родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов должны обладать следующими ключевыми чертами:
- иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;
- строить свое отношение к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
- четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;
- развивать самостоятельность своего ребенка, и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.
Чем может навредить гиперопека?
Гиперопека активно формирует синдром выученной беспомощности – любое столкновение с трудностями ведет к тому, что вместо того, чтобы пытаться преодолевать проблемы и пытаться их решать самостоятельно, ребенок пытается, нередко с истерикой и категорическим отказом, переложить любой труд на взрослого.
Формируются такие качества, как инфантильность, завышенная или заниженная самооценка (в зависимости от вида гиперопеки), зависимость от других людей, чужого мнения, несамостоятельность и прочее.
Кроме того, гиперопека нередко становится причиной развития разных расстройств, которые требуют вмешательства врачей и других специалистов. Среди них: обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), неврозы, мутизм (состояние, при котором ребенок полностью здоров, но в данном случае отказывается от речи из-за страхов или ради привлечения к себе повышенного внимания),нарушения в развитии.
Как избежать гиперопеки в отношении ребёнка с ОВЗ?
- Давать ребенку возможность разумного выбора и привлекать к домашним делам.
Важно прислушиваться к детским желаниям, не ограничивать их там, где это нецелесообразно. Например, у вас две куртки на одинаковый сезон – пусть ребенок надевает любую, а не только ту, что больше нравится вам. То же самое касается других сфер жизни. Конечно, не везде и все можно разрешить, но даже частичная свобода выбора лучше постоянных ограничений.
Кроме того, на общую психическую зрелость здорово влияют обязанности. Например, элементы ухода за животным – насыпать корм, поиграть. Посильная уборка комнаты, уборка за собой, помощь на кухне (протереть столы, почистить семечки, яйца, мандарины, перебрать крупу).
- Меньше «стелить соломку» и давать сталкиваться с последствиями.
Безусловно, нельзя давать бежать сломя голову на дорогу под машину или совать пальцы в розетку. Но если ребенок что-то хочет сделать, и теоретически все последствия – это разбил/рассыпал/разлил что-то недорогое и легко заменяемое, то почему бы и нет? Крики «Стой!Так нельзя. Нет!» обычно не вызывают у детей ничего, кроме раздражения. Нередко целесообразнее вместо ругани на месяцы разрешить ребенку ошибиться, чтобы он понял последствия.
- Хвалить любые проявления самостоятельности.
Любые попытки помочь по дому, проявления взрослого поведения – убрал игрушки, разложил одежду и т. д. – должны быть замечены и поощрены. Часто почему-то бытует мнение, что за такое ребенка не надо хвалить, а то привыкнет и будет за каждое дело ждать доброго слова. Зато при этом любой детский промах сразу клеймится руганью. Это несправедливо по отношению к ребенку, который в итоге просто перестанет делать любые попытки хороших дел, а к плохим относится, как: «Одним больше, одним меньше – все равно накричат». Хотя, собственно, почему бы и не похвалить, если ребенок сделал что-то хорошее? Мы, взрослые, тоже ведь ждем по крайней мере спасибо за свои действия, а ребенку, значит, это не надо?
- Не забывайте о себе и о здоровых детях!
Нередко в семьях с «особенными» детьми все внимание уделяется именно им. Родители забывают и о собственных интересах, и о своих здоровых детях… Разумеется, состояние здоровья ребенка накладывает ограничения на жизнь семьи. И все же современные методики реабилитации, помощь социальных служб и благотворительных организаций, как правило, позволяют таким семьям вести нормальную, обыкновенную жизнь. Помните о том, что ваш «особенный» ребенок нуждается не только в уходе и заботе, но и в отдохнувших, счастливых родителях!
В самолетах можно встретить такую инструкцию: «Прежде чем помогать третьим лицам надеть кислородную маску, наденьте ее сначала на себя». Здесь работает тот же самый принцип – чтобы помочь ребенку, родитель должен не забывать о себе.
Вы, вероятно, сейчас думаете: «Как же я буду развлекаться в то время, как надо спасать ребенка?» На самом деле здесь родитель тоже спасает ребенка – спасает от своего выгорания и депрессии.
Дорогие родители, предоставьте детям возможность иногда обойтись без вас!
Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми