ГАДЖЕТОЗАВИСИМОСТЬ

Виды и механизмы, что делать и как профилактировать

В прошлом выпуске мы с вами подробно обсудили пользу и вред цифровых устройств. Но что делать, если родитель уже замечает, что время, проведенное ребенком за экраном телефона, начинает негативно сказываться на его психоэмоциональном развитии? Давайте разбираться.

Как формируется зависимость?

Механизм формирования зависимости в целом понятен и прост: человек что-то пробует – ему нравится – хочется это повторить снова – затем стремится повторять все чаще.
Вот по пути с работы мы зашли в пекарню и впервые купили, скажем, булочку с корицей. Дома насладились ей с чаем и поняли, что этот вкус – просто рай на земле. Завтра тоже зашли и даже послезавтра. На следующей неделе мы берем рай уже с запасом: две или даже три… Через три недели замечаем, что недавно купленная кофточка вдруг стала мала, но это ничто по сравнению с румяными бочками этой нежной булочки с корицей…

Примерно так любая зависимость и формируется, включая те химические процессы, от которых нас предостерегали в школе: человек попробовал – получил неведомые ранее ощущения – захотел повторить – ввязался в этот цикл.

С гаджетами у детей та же история. Что они могут там найти? Развлечение – когда дома скучно, а ты листаешь ленту, и там столько всего увлекательного показывают. Релакс – когда можно «потупить», группируя пузырики по цвету, которые впоследствии взрываются. Адреналин – когда в игре нужно куда-то успевать бежать, стрелять, побеждать. Частая причина подсаживания на цифровое устройство – возможность проявить власть, управлять чем-то или кем-то, получить быстрый результат и насладиться триумфом.

Гаджеты подсаживают на себя сразу через два гормона: окситоцин (гормон близости) и дофамин (гормон удовольствия). Вот мы выложили видео со своим танцем под музыку, как сейчас модно, его кто-то лайкнул, прокомментировал – оп, и побежал окситоцин. А вот компьютерные игры построены на принципе подачи дофамина – сделал что-то и получил вознаграждение в виде магических артефактов, нового уровня и т. д. И при слишком частых поощрениях их перестает хватать – мозг требует еще и еще испытать это поощрение.

Виды зависимостей

Игровая – болезненная тяга к компьютерным играм.
Сетевая – зависимость от социальных сетей. Желание проводить в них как можно больше времени. Часто соцсети привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявлять себя в реальном общении.
Серфинговая – самая сложная из перечисленных: дети часами просматривают развлекательные видео, может даже познавательные ролики, но эта информация никак не применяется в жизни. Может даже показаться, что они занимаются полезными делами, развиваются, но это не так.

Сколько бы человек полезного не изучил, без умения выстраивать реальные коммуникации с миром он не получит настоящего личного опыта, первостепенного для жизни.

Есть ли у вашего ребёнка цифровая зависимость?

Если ребенок проводит много времени в цифровом мире – это не всегда сразу зависимость. Есть модели поведения зависимого ребенка, на которые стоит опереться, анализируя свою ситуацию:
1) Ребенок не хочет играть в подвижные и настольные игры, гулять, не стремится проводить время с друзьями и сверстниками. Теряет интерес к реальной жизни – все занятия кажутся скучными и неинтересными по сравнению с виртуальными.
2) Не умеет ничем себя занять, кроме телефона. Испытывает беспокойство и раздражение, если предстоит провести без устройства часть дня.
3) Ребенка не интересуют и не воодушевляют разговоры, не связанные с этим увлечением. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только, если беседа заходит об играх и контенте, который потребляет ребенок.
4) Потеря чувства времени и меры при использовании девайса, несоблюдение заранее оговоренных условий, стремление любыми способами увеличить времяпровождение.
5) Проявление агрессии, ярости, наличие истерики при попытке родителя ограничить время нахождения в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение длительного времени – признак нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.
6) Ребенок скрывает, что он играет. Встает ночью ради проведения времени в сети в тайне от родителей. Идет в школу уставшим и сонным, что понижает успеваемость.

Что не подействует в борьбе с гаджетозависимостью?

Отобрать.
Способ кажется самым простым, но на деле трудновыполнимым. Действительно ли вы сможете оставить ребенка без телефона на неделю, как по­обещали? И как будут развиваться ваши отношения за эту неделю, станут более теплыми и доверительными?
Напомню, что во время использования гаджета мозг вырабатывает дофамин. Резко лишить ребенка возможности играть – лишить его возможности получать дофамин. Как бы вы отнеслись к тому человеку, который лишает вас возможности радоваться?
Природа зависимости такова, что если убрать ее объект, то сама она никуда не исчезает. Например, люди, бросавшие курить, знают, что после этого начинаешь больше есть. Как знать наверняка, на какую другую зависимость может переключиться мозг ребенка, если отобрать гаджеты?
Сделать телефон наградой.
Помыл посуду – получил игру на час. Во-первых, это манипуляция, которая точно не пойдет на пользу детско-родительским отношениям. Во-вторых, все мы знаем, что запретный плод сладок и тяга может только увеличиться. В-третьих, родитель здесь снова выступит как источник запрета на удовольствие, что вызовет только злость и раздражение по отношению к нему.

Что же делать?

Поговорить с ребенком.
Обязательно нужно начать с прояснения ситуации. Объяснить, что будет лучше, если кроме интернета будет и другая не менее интересная жизнь. Обязательно рассказать, что такое зависимость от гаджетов и что для ее преодоления понадобятся время и силы, но родители будут в этом помогать.
Личный пример.
Дети всегда копируют родителей. Если ребенок видит, что взрослые проводят много времени за экраном, не выпускают телефон из рук, передвигаясь по квартире, то ребенок просто не знает, как можно жить по-другому. Хорошо, если вместе внести в семейную жизнь ритуалы и традиции, планировать совместно поездки и культурные места для посещения. Без финансовых затрат дома просто можно играть в кругу семьи в настольные игры, вместе постигать кулинарное искусство, рукодельничать. Дети по своей природе всегда нуждаются в совместном времяпрепровождении со значимыми взрослыми. Ребенок со временем будет в восторге от такого времяпрепровождения, это станет привычным, и гаджеты уйдут на второй план.
Занятость.
Каждый день у ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности – записать на кружки, помочь найти и развивать интересы и способности. Должно обязательно оставаться время на прогулки, домашние дела и свободное время. Вот в свободное время отдыха он может воспользоваться гаджетами, при строгом соблюдении экранного времени в соответствии с возрастными рекомендациями.
Ориентировка в сети.
Мир интернета открывает прекрасные возможности не только для развлечения, но и для саморазвития. Родители должны помочь ребенку сориентироваться в том, как можно извлекать пользу за экранным временем.
Ситуации успеха.
Дети должны видеть свои возможности и результаты вне электронного мира. Покажите им, что можно решать интересные задачи и добиваться результата. Это поможет ребенку понять, что телефон/планшет/телевизор – всего лишь инструмент, а не источник радости и триумфа. Найдите тот вид спорта, где ребенок будет успешен. Если у него ограниченные возможности здоровья, то можно записаться в группу, младшую по возрасту, где ребенок окажется самым способным, что научит его получать удовольствие от приложенных усилий и видимого результата.
Мотивируйте.
Здорово, если у родителя получится сфокусировать внимание ребенка на удачах, а не промахах. Например, лучше искренне расспросить, что помогло ребенку получить пятерку по русскому, что он для этого сделал, какие чувства испытал, чем выяснять отношения за тройку по математике. Наметьте план действий из тех, что помогали получить положительную оценку для исправления отрицательной. Подмечайте словами его старания и маленькие продвижения: «Здорово, ты сегодня даже вымыл за собой тарелку», а не воспринимайте это как должное, не комментируя.
Покажите многообразие мира.
Окуните в разные стороны жизни: развивайте творческое мышление, приобщайте к искусству, знакомьте с красотой природы, даже попробуйте писать стихи. У личности должен быть культурный фундамент, на котором она дальше будет выстраивать сама себя.

Важно найти время донести детям значение настоящих ценностей: семьи, дружбы, общения, поддержки, развития. Все эти шаги подействуют, только если они станут частичкой ежедневного мировосприятия семьи, а не разовой акцией. А гаджеты должны транслироваться только как помощники в жизни и достижении успеха, тогда никаких проблем с ними в семье не возникнет.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18
для обучающихся с ОВЗ» г. Перми