все люди, но особенно те, кто имеет нарушения в развитии и здоровье.
Когда в семье случается такой переломный момент, в котором ребенку устанавливается статус ОВЗ, на пути семьи, в частности родителей, возникает множество трудностей и вопросов: от «Какую школу нам выбрать?» до «Сможет ли он(а) жить самостоятельно?».
За свой не самый большой опыт работы мне неоднократно приходилось встречаться с подобными тревогами родителей.
Хочу отметить, что вопрос выбора будущей профессии детьми с интеллектуальной недостаточностью всегда остро стоит перед семьей. Действительно, подобных волнений не избежать.
Во-первых, сможет ли ребенок когда-то обеспечивать себя сам?
Во-вторых, как найти то, что будет ему под силу?
Вы наверняка знаете, что выпускники специальных школ имеют ограниченный список доступных профессий. Нередко случается так, что родители, учитывая этот факт, предпочитают школу обычную. Они считают, что за счет выбора специализированной школы и, соответственно, узкого круга профессий, ребенок будет лишен будущего. Попробуем разобраться, так ли это? И как все-таки сделать этот судьбоносный выбор.
По мнению специалистов, коррекционная школа и профессии, доступные после получения школьного образования, ни в коем случае не лишают успешной самореализации будущего выпускника. Спектр профессий хоть и ограничен, но тут есть из чего выбрать: слесарные и слесарно-сборочные работы, электротехническое производство, строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, производство текстильной галантереи, швейное производство, общие профессии полиграфического производства, производство игрушек, производство художественных изделий из дерева и бересты, профессии сферы обслуживания.
Теперь оцените, так ли плоха профессия парикмахера, повара или слесаря? Да никто из нас обойтись без них не сможет! Не всем же быть учеными, верно? Важные, незаменимые профессии, позволяющие совершенствовать свои навыки и расти как квалифицированные специалисты. Так на что мы можем опереться, помогая ребенку сделать выбор будущего?
ЗДОРОВЬЕ
Первым и одним из ключевых факторов является физическое здоровье и отсутствие серьезных заболеваний. Каким же образом то или иное заболевание может помешать успешной профессиональной деятельности?
Существуют два варианта.
Первый вариант – невозможность из-за физического недостатка или болезни выполнять трудовые функции. Например, если у ребенка имеются двигательные нарушения, то профессии, связанные с физическим трудом, исключаем.
Второй вариант – необходимость исключить те влияния на организм, которые могут вызвать усугубление имеющихся нарушений здоровья. Например, если у ребенка существуют проблемы с органами дыхания, то такую профессию, как маляр, нужно исключить из списка выбираемых.
ЖЕЛАНИЯ, ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ
Второй фактор «Хочу» (желание, интересы и склонности). Здесь необходимо помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
СПОСОБНОСТИ
Третий фактор «Могу» (интеллектуальные и физические способности). Здесь необходимо познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ
Четвертый фактор «Надо» (важность профессии). На данном этапе с подростком нужно обсудить, насколько важна данная профессия, в чем ее плюсы, реально ли найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
ПОМОЩЬ ВЗРОСЛЫХ
В процессе выбора профессии для ребенка, у которого имеются ограниченные возможности здоровья, многое зависит от его родителей. От решения вопроса с будущей профессией зависит вся дальнейшая жизнь человека, следовательно, необходимо понимать, что мама и папа не всегда смогут быть рядом с ним и в конце концов ему следует позаботиться о своем будущем. Главная задача взрослых — правильно расставить все приоритеты, отказаться от чувства беспокойства за ребенка, давать больше самостоятельности, вести диалог, оказывать поддержку.
По данным прошлого года, 44 выпускника нашей школы из 60 поступили в учебные заведения, 16 детей не обучаются, не работают по состоянию здоровья, но имеют инвалидность.
Существует немало примеров того, что люди с ОВЗ выбирают профессии и достигают хороших результатов, в качестве одного из них рекомендую вам, дорогие читатели, ознакомиться с историей Андрея Захарова, первого преподавателя с синдромом Дауна в Пермском крае, ведущего литературный кружок для таких же «солнечных» детей. Если вы еще не знакомы с этим молодым человеком, то обязательно узнайте подробнее о его жизни. Уверена, этот человек сможет вселить в вас надежду на лучшее.
Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа №18 для обучающихся с ОВЗ»