Изучая множество информации о плюсах и минусах инклюзивного и специального образования, любящий родитель до последнего сомневается, как окончательный выбор повлияет на судьбу их дочки или сына: поможет ли? Не навредит ли? Попробуем поразмышлять и разобраться…
Направление своего рассуждения, если позволит читатель, я построю в рамках темы образования ребенка с ментальными нарушениями, так как эта категория лиц является для меня не понаслышке ближе.
Для начала, напомню, в чем отличие инклюзивного образования от специального.
Инклюзивное образование (от французского «включающий в себя») – это процесс совместного получения знаний, умений и навыков людьми, относящимися к категории граждан с особыми образовательными потребностями (в силу наличия ограничений возможностей по здоровью) и условно здоровых индивидов (у которых нет ограничений по здоровью). То есть обучение должно быть построено так, чтобы для нуждающихся в инклюзии детей были созданы специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, измененные методы оценки и наличие специалистов, умеющих обеспечить коррекционную работу.
Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остается неизменной.
С целью оказания специальной помощи детям с ментальными нарушениями была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить физическое и психическое здоровье. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с таким обучающимся позволяет максимально сгладить особенности развития и предотвратить появление вторичных проблем.
В своем опыте работы мне не раз приходилось сталкиваться с переживаниями родителей, чьи дети имеют особенности развития. Когда дошкольное образование таких детей подходит к концу, и педагоги сада настоятельно рекомендуют папам и мамам особенных ребят пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) – они сомневаются. Да, они видят особенности своего ребенка и максимально помогают ему преодолевать трудности, но шаг к постановке официального диагноза и выбора образовательного маршрута страшит. Это действительно нелегко – сталкиваться с судьбоносными решениями!
Я и мои коллеги, как педагоги коррекционной школы, выходим на родительские собрания в дошкольные образовательные учреждения. Не для того, чтобы уговорить привести чадо обучаться к нам, отнюдь. А для того, чтобы объяснить ту возможность, которую дает прохождение ПМПК: специалисты комиссии со своим многолетним опытом помогут определить западающие сферы развития конкретно вашего ребенка, подскажут, что и каким способом необходимо развивать и корректировать. Это необходимо совсем не для «навешивания ярлыка», а для выстраивания правильного маршрута обучения, чтобы максимально успеть помочь скорректировать и развить то, что еще подвластно специалистам в силу возраста ребенка и сенситивных периодов его развития. К тому же заключение ПМПК не обязывает родителя показывать установленный диагноз и маршрут обучения общеобразовательной организации. Данное действие носит исключительно добровольный характер.
Так что же с инклюзией и коррекцией? У каждого вида образования имеются и плюсы, и минусы, которые родитель должен понимать и не единожды обдумать.
Инклюзивное образование
Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. В обычной школе действительно больше образцов правильного поведения и общения друг с другом, особенный ребенок может брать с них пример.
Обычная школа обязана обеспечить ребенка с особыми образовательными потребностями необходимыми коррекционно-развивающими специалистами: психолог, логопед, дефектолог, тьютор, но только если родитель предоставит заключение ПМПК, в котором эти специалисты прописаны. Но бывает так, что школа просто-напросто не имеет таких специалистов в своем штате. Да, они найдут. Но на это уходит драгоценное время для коррекции.
Учителя, работающие с ребенком, обязаны иметь дополнительную подготовку по образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы правильно выстраивать учебный процесс. К сожалению, переподготовка учителей и специальное образование все-таки различны по своему качеству.
В классе общеобразовательной школы обучаются примерно 35 учеников. Даже при условии наличия адаптированных программ и адаптированной системы оценки для особенного ребенка в процессе урока будут использоваться абстракционные понятия и быстрый темп подачи учебного материала, направленность учебного процесса на общую аудиторию, что заведомо усложняет усвоение информации для нашей категории лиц.
И самое, на мой взгляд, сложное – принятие. Особенный ребенок будет отличаться, и здесь необходима огромная работа педагогов и родителей других детей над принятием. Кто-то поймет и будет помогать, развивая в себе толерантность, кто-то может обойтись довольно жестоко. Нельзя забывать про эмоциональный комфорт особого ребенка! Только положительное эмоциональное состояние и вера в свои возможности помогут ему адаптироваться в самостоятельной взрослой жизни.
Специальное образование
Мне пришлось поработать с многими ребятами, перешедшими из обычной школы в специальную. Все они имели заниженную самооценку, высказывались о том, что не могли найти друзей и были жертвами не иначе как буллинга. Здесь, у нас, им удалось преобразиться: не просто найти друзей, но даже стать лидером. Увидеть, что они не хуже, а даже в чем-то преуспевают по сравнению с окружающими. Каждый находит себя, пребывая в среде, доступной их возможностям. Нет необходимости чувствовать себя плохим, другим, неуспевающим.
Да, обучающиеся коррекционных школ нередко имеют негативное поведение, и есть шанс, что пришедший учиться ребенок может что-то подобное перенять. Но это лишь от того, что у детей с интеллектуальной недостаточностью слабо развито критическое мышление. Огромную работу над ним в обязательном порядке проводят специалисты, помогая максимально скорректировать поведенческие паттерны и научить продумывать последствия своего выбора.
В классах специальных школ количество обучающихся ребят сильно меньше в сравнении с обычной школой. Все они учатся по адаптированным общеобразовательным программам, доступным для всех языком учителя преподносят информацию с неоднократным повторением, что важно для усвоения учебного материала особыми детьми.
Конечно, выбор профессий будущего для обучающихся с ментальными нарушениями будет несколько ограничен. Но не всем суждено стать академиками, согласны? В специальной школе имеет место быть упор на рабочие профессии, которые ребенок успешно может освоить. Нельзя не согласиться, что без автомехаников, кондитеров, парикмахеров и слесарей наша повседневная жизнь была бы куда сложнее. Этот труд очень востребован и никогда не будет заменен ничем другим.
С раннего возраста на трудовом обучении в школе они уже получают конкретные навыки, чтобы прийти в колледжи с базовыми знаниями, умениями и пониманием профессии.
Выбор способа получения образования стоит только за родителями. Никто не может настаивать и делать выбор за вас.
Мнения всегда будут различны, но только родитель знает своего ребенка лучше всего, только в силах родителя понять, что будет полезнее. Я могу только призвать вас не отметать ни один из вариантов сразу, а детально все обдумать, побывать на Днях открытых дверей и принять свое взвешенное решение.
Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»