Причина, которая отсекает инвалида от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий – включение в его доход всех выплат, компенсаций и стоимости имущества. В итоге такого расчета признать инвалида и его семью малоимущими невозможно. Из логики расчета получается, что человек из социально уязвимой категории (например, мать-одиночка или вдова с ребенком-инвалидом, инвалид I или II группы), живя только на прожиточный минимум и откладывая оставшуюся часть, через 15–20 лет в силах накопить себе на покупку квартиры или дома.
То есть действующие критерии в большинстве случаев лишают возможности инвалидов I и II группы встать в очередь на улучшение жилищных условий. Проще говоря – вы не так бедны, чтобы просить социальное жилье. Хотя, если исключить из расчета дохода пенсии по инвалидности, денежные эквиваленты льгот и социальных выплат, что останется? Практически ничего!
Но одновременно рост нуждающихся очередников неизбежно заострит другую связанную с этим проблему. Напомню, что в 2011 году обязанность по обеспечению инвалидов жильем была перенесена (чтобы не сказать «сброшена») с краевого уровня на муниципалитеты. Поэтому эта тема столь болезненна для муниципальных районов, тем более дотационных. Средств на строительство жилья социального найма у них попросту нет.
Поэтому наша организация подняла эту тему в Общественной палате Пермского края. Мы озвучили нашу позицию: необходимо менять критерии. Считать доход инвалида нужно объективно! И возвращать финансирование строительства социального жилья на краевой, а еще лучше на федеральный уровень.
Озвучила я эту проблему и наши предложения также и прокурору Пермского края.
Словом, наша команда считает одной из задач на следующий год работу над проблемой обеспечения нуждающихся инвалидов жильем. Дорогу осилит идущий.
Надежда Романова, председатель ПКО ВОИ