РЕБЁНОК, РОЖДЁННЫЙ СЕРДЦЕМ

Так случается, что некоторые дети приходят в семью, не рождаясь в ней, а преодолев долгий путь из детского дома. Тернистый, одинокий, непростой путь. Ребёнок в семье! Но ставить точку в этом повествовании пока рано. Впереди ещё немало трудностей адаптации, которые члены новообразованной семьи будут проходить уже не в одиночку.

Психологическая готовность мужчины и женщины стать родителями (даже если это не впервые) приходит постепенно в девятимесячный период, когда малыш растет в животе: мама и папа чувствуют его пяточки, любуются снимками УЗИ и волнительно представляют момент его рождения.
Если же эта фаза отсутствует, то и готовности как таковой неоткуда взяться. Просто однажды появляется новый сосед со своими привычками и особенностями, в результате возникают первые неудобства. Даже если родители долго ходили в детский дом, в школу приемного родительства, думали об этом и готовились, то для подсознания это все равно стресс. Причем и у ребенка, и у взрослых. Первый еще не полностью всем доверяет. А взрослым нужно привыкнуть к присутствию ребенка. И для этого всем участникам понадобится время. Поэтому даже если первичная эйфория и присутствует, то проходит очень быстро.

Повстречав однажды Диану, мне стал интересен ее опыт приемного родительства. В общении освещала данную тему она очень осторожно, без детальных подробностей: рассказывала о муже, двоих кровных сыновьях подросткового возраста и приемной семилетней дочери, которая появилась в их семье после длительной подготовки.

С каждым разом Диана рассказывала все больше и больше о тех трудностях, с которыми сталкивается их семья, ее боль и усталость можно было прочитать между строк. Вскоре наша героиня не тая начала рассказывать обо всех этапах адаптации ее дочери и их семьи к приемному ребенку. Возможно, ее опыт будет полезен и нашим читателям, проходящим этот трудный период прямо сейчас.

Когда семилетняя Марина попала домой на гостевом режиме, а затем и на постоянном, начался первый период адаптации – «медовый месяц». Совершенно не обязательно он длится действительно месяц. Ребенок, опираясь на основной инстинкт, изо всех сил старается понравиться приемным родителям. Стремление к семье, желание сказать слова «мама» и «папа» создают в настроении ребенка предвкушение и эйфорию счастья, защиты, заботы. Это нормальная человеческая потребность. Ребенок старается быть хорошим и вежливым, кажется покладистым и следует правилам, установленным в семье. Родители от сердца делают небольшие подарки, вносят в жизнь приятные развлечения, чтобы детке понравилось быть с ними и не было слез.

Спустя две недели, когда период первичной притирки друг с другом был пройден, настал следующий этап адаптации приемной дочки – «уже не гость». Поведение Марины резко изменилось: она начала безапелляционно устанавливать свои правила, при малейшем отказе проявляла агрессивное поведение: громко мычала и билась головой о стену, царапала и кусала родителей. Прятала еду, которая была в достатке, под подушку, воровала личные вещи у братьев, пинала кота, отказывалась выполнять всякие просьбы. Хроническое непослушание и немотивированная агрессия – характерные черты детей из «системы». Такие резкие изменения в поведении, когда ребенка словно подменили, является проявлением доверия к приемным родителям и ослаблением перегруженной за первый период «эмоциональной пружины».
Депривация – страшное слово, относящееся ко всем ребятам, оказавшимся в детском доме. У детей, помимо прочих, имеется важная базовая потребность: потребность в значимом взрослом. Если нет того взрослого, то это грозит тяжелой психической травмой, по­этому дети из «системы» априори не совсем обычные.

На данном этапе прохождения адаптации некоторые родители чувствуют свою беспомощность, раздражение на нового человека на их территории. Возникает потребность восстановить власть, а у ребенка – отвоевать территорию, самоутвердиться. Дети начинают переходить границы дозволенного, провоцировать конфликты. Те ребята, которые ранее уже находились в семье, но по каким-то причинам были возвращены обратно, пытаются найти крайнюю грань терпения со словами «ну вы же все равно меня вернете!» Это тяжело вынести родителям. Но Диана и ее муж проявляли мудрость: объясняли ребенку, что непослушание – не повод отказываться от нее, они мягко, но уверенно убеждали дочь следовать правилам, говорили ребенку, что в семье главные – мама и папа, которые готовы всегда быть рядом и помочь.

Кстати, Диана признавалась, что любовь к дочери проснулась у нее далеко не сразу. В первые два года она выполняла свои материнские обязанности механически, потому что так нужно. Ей было тяжело в разговоре со знакомыми искренне назвать ее дочерью. Каждый раз справиться ей помогала мысль о том, что у Марины больше нет никого, кто мог бы действительно позаботиться о ней, кто был бы поддержкой и опорой в жизни. Мыслей вернуть дочь обратно в детский дом мать не допускала в своей голове, она четко осознавала, что сделает все от нее возможное для счастья своего третьего ребенка.

Сейчас семья Дианы находится на третьем этапе адаптации – «вживание». Провоцирующих конфликтов практически не происходит. Родители понимают свои проблемы и проблемы ребенка, вместе справляются с возникающими трудностями. Дети в семье находят общий язык, и ревность к родителям между ними проходит. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одно из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой. Марина становится спокойна за свое будущее, находит свое место в приемной семье и социуме.

Сейчас мы с Дианой вместе пытаемся помочь девочке справиться со своими психологическими трудностями: снизить уровень агрессивности и тревожности, научиться дружить с одноклассниками, работаем над установлением доверительных отношений с родителями и братьями. Сейчас, спустя время, наша героиня с гордостью может назвать Марину своей дочерью, рожденной сердцем.

Путь этой семьи еще не пройден, впереди у них последняя стадия адаптации – «стабилизация отношений». Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.

Приемный ребенок ведет себя так же, как и кровные дети, не чувствуя себя чужим.

Ни в коем случае приемным родителям не стоит забывать про себя и свои чувства, так как адаптация происходит с двух сторон: ребенок привыкает к новой обстановке, но ведь и взрослые должны к ней привыкнуть. Идя по пути потенциального приемного родительства, нельзя забывать, что это – работа, которая требует определенных затрат: эмоциональных, временных и других. Детей не нужно брать из жалости или своего «геройства», а следуя из истинных мотивов помочь ребенку прожить достойную жизнь. Нужно брать только при наличии сил сражаться, терпеть и бороться.

Всегда стоит оценить свои истинные мотивы усыновления со специалистами, чтобы избежать возврата ребенка от обессиливания в детский дом.

Татьяна Василюк,
педагог-психолог МАОУ «Школа № 18 для обучающихся с ОВЗ»