Наталья Леонидовна Мелкова – заместитель директора по учебной работе Кунгурского техникума-интерната (официально: Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты РФ).
Наталия Леонидовна родилась и выросла в Кунгуре. После 8 класса училась в Кунгурском педагогическом училище. Стала учителем начальных классов. В 1985 году по распределению поехала работать в деревню Заспалово, в местную начальную школу. Вышла замуж и переехала в старинное село Серга. Муж работал старшим мастером Кунгурских электросетей. Родила двух дочерей. Все было хорошо.
Но Наталия Леонидовна, человек с характером, в своем развитии не остановилась — она поступила на заочное отделение Пермского государственного педагогического университета. По окончании получила диплом преподавателя русского языка и литературы. Учила ребят средних и старших классов. Последние шесть лет в Серге работала заместителем директора школы по воспитательной работе.
В 2010 году она вернулась в Кунгур. Нина Георгиевна Дьяченко, давняя знакомая, директор Кунгурского техникума-интерната, предложила ей стать своим заместителем по учебной работе. Наталия Леонидовна никогда не работала в сфере среднего профессионального образования, поэтому не сразу дала ответ — сомневалась в своих возможностях. Но директор, сама по специальности преподаватель физики и математики, оценивала кандидата по личностным качествам. Предложила съездить и посмотреть будущее место работы.
Когда Мелкова впервые сюда приехала, учебный корпус находился в состоянии ремонта. Она еще никого не видела — ни ребят-инвалидов, ни будущих коллег, но поняла, что должна согласиться. Такое бывает — чувство судьбы. Когда решение даже объяснить невозможно.
Конечно, сначала было трудно, поскольку школа и техникум — разные вещи. Отличаются программы и тонкости преподавания, ведь здесь учатся студенты с ограниченными физическими возможностями. Кроме основной работы, преподавала русский язык, литературу и культуру речи. Но в силу административной занятости преподавание пришлось оставить. Стала заниматься только организацией и контролем образовательного процесса, составлением учебных планов и расписания. Проведением методических и педагогических советов. Успеваемостью и посещаемостью.
Конечно, приходится много работать и непосредственно со студентами. Сначала она, как призналась, испытывала легкий страх. Боялась, что если студенту станет плохо, саму откачивать придется. Ведь раньше с инвалидами работать не приходилось.
– Я не знала, как действовать, – говорит она, – но ничего такого не произошло. Когда на линейке 1 сентября увидела глаза студентов — добрые, живые, участливые, чувство неуверенности прошло. Со временем научилась быстро собирать внутренние резервы и действовать по инструкции.
Одни приходят к ней за советами, другим надо просто выговориться. Третьим необходимо решить проблему — с теми же однокурсниками, связанную с недопониманием или конфликтом. Помогает чем может. Словом и делом. Случается, и о любви идет речь. Здесь студенты от 17 до 45 лет. Находят друг друга. Каждый год свадьбы.
Судьбы самые разные. Одна женщина училась — 17 лет до того летала стюардессой на международных рейсах. Но заболела. Два года просидела дома, проплакала. Решилась, приехала сюда, окончила техникум, а потом поступила в Московский социальный институт. И не одна она из выпускников техникума поступила туда.
Однажды к Мелковой привели студента с очень серьезным заболеванием – он плохо ходил. Как правило, они хорошо знают свои болячки, порой лучше доктора. В период обострения бывают раздражительными. «Почему занятия пропускаешь? Почему домашнее задания не выполняешь?» – начала задавать вопросы. Он попробовал отвечать. «Я ведь все понимаю», – сказала она. «Да что вы понимаете?» – поднял он глаза. Это было похоже на момент истины. Как понять человека, молодого, красивого, обреченного на прогрессирующее заболевание? Сложный вопрос. Выход один: найти общий язык. Трудно, но можно и нужно.
У студентов недопонимания происходят и между собой, и с родителями. Один молодой человек редко звонил домой, родители обижались. Пришлось поговорить с ним. Потом второй раз. Объясняла ему, кто такие родители, что они сделали для него и каково им было. Потом он пришел сам и сказал: «А вы знаете, Наталия Леонидовна, ближе мамы с папой действительно нет никого…» Он изменился в лучшую сторону.
Это общение обогащало и саму Наталию… Она стала более терпимой, начала глубже видеть и больше ценить здоровье и жизнь свои и своих близких.
В этом году в техникуме 12 колясочников. Условия доступности для них созданы. Хотя основной учебный корпус был построен в 1931 году! У студентов каждую неделю два академических часа в спортивном зале, два – самостоятельных занятий. Тренажерные комнаты есть и в общежитии. Адаптированным спортом ребята заниматься любят. Они участвуют во всех паралимпийских соревнованиях, проходящих в крае. Есть библиотека, которую они постоянно посещают, читают детективы, любовные романы и исторические книги. Каждую неделю — обзор политических событий под руководством преподавателя ОБЖ Сергея Владимировича Осадчего, бывшего военного летчика. Выступления перед аудиторией помогают студентам преодолевать страхи и комплексы. Ведь до этого у многих была только домашняя форма обучения.
Кроме того, педагогический коллектив создал такую атмосферу, что студентам порой уезжать отсюда не хочется. Случается, даже домой не рвутся. Если педагогом приходит человек случайный, то позднее сам покидает техникум — чувствует, что не на месте он. Доброта и любовь к людям необходимы. Но и понимание ситуации тоже: если человек – инвалид, это не значит, что его надо жалеть. Он ограничен в своих физических возможностях, а во всем остальном равен другим и даже превосходит их. Более того, у них нужно учиться любить жизнь. Один студент-колясочник встречает Наталию Леонидовну утром и спрашивает: «Как у вас дела?» Язык не поворачивается пожаловаться на что-то. «А у тебя как?» – спрашивает она. «У меня все отлично!» – отвечает тот жизнерадостно.
– Студенты техникума-интерната отличаются от своих здоровых сверстников мудростью, – говорит она. – Потому что их духовное взросление прошло ускоренным темпом, порой в трагическом свете. Каждый из них — с уникальной биографией. У каждого своя история. Почти все прошли через боль, страдания и печаль. Поэтому хочется, чтобы три года учебы остались для них яркими и теплыми воспоминаниями.
У самой Наталии Леонидовны дочери давно выросли. Старшая Ольга окончила автотранспортный колледж и Пермский политехнический университет по специальности «Государственное и муниципальное управление». Сегодня живет в Перми, работает менеджером в компании. Замужем. Внуку уже десять лет! Младшая Анастасия в Кунгуре – логопед, работает по специальности.
Когда-то здесь готовили агрономов и пчеловодов. Поселок с ароматным названием Садоягодное будто создан для того, чтобы отдыхать, созерцать мир и наслаждаться жизнью. Но здесь трудятся, учатся, болеют, выздоравливают, женятся и мечтают о будущем. Как и все люди — с верой в будущее.
Юрий Асланьян