Анатолий Агафонович Балуев – лётчик-инструктор, мастер самолётного спорта, член сборной СССР по высшему пилотажу.
Человек, которого называли Алексеем Мересьевом нашего времени, и, надо сказать – не случайно. Ведь, несмотря на все испытания, виражи судьбы, он остался предан авиации до конца жизни.
Анатолий Агафонович Балуев родился в Перми 3 сентября 1938 года. Живя вблизи от аэродрома, мальчик постоянно слышал гул самолетов, видел взлеты и падения крылатых машин. Наверное, это и определило его дальнейшую судьбу. С детства отличаясь упрямством, упорством и по-взрослому серьезным отношением к авиации, он довольно рано совершил взлет к вершине пилотского мастерства. Так, в 16 лет юношу приняли на аэродром компрессорщиком, а в 17 он уже стал одним из перспективных пилотов-спортсменов. Через три года смог выполнить нормы мастера самолетного спорта. В 1960-м Анатолий Балуев был включен в состав сборной СССР.
Играл не по правилам
Вот что рассказала о герое моего материала Галина Олеговна Смагина – командир воздушных судов Як-40, Ту-134, пилот первого класса, рекордсмен мира:
«С Толиком Балуевым мы встретились в 1961-м году, тогда я пришла в аэроклуб. Характер у него, конечно, был взрывной – чем-то напоминающий Чкалова. Он совершенно не поддавался никаким канонам! А их, надо сказать, было много.
Собственно говоря, все виражи судьбы случались именно из-за нежелания вписываться в эти рамки, и поскольку авиация основана на дисциплине, его попросили уйти из состава сборной. После этого Балуев вместе с братом, тоже летавшим в аэроклубе, где-то на путях в Горьком, ныне – в Нижнем Новгороде, нашли вагон, в котором оказался разобранный самолет. Восстановление воздушного судна в то время считалось партизанщиной, что в конечном итоге привело Анатолия к судимости. Но, тем не менее, благодаря поддержке жены Валентины и товарищей по цеху, благодаря помощи Валентины Гризадубовой он был освобожден и оказался под Москвой, в НИИ ее имени.
Вопреки всем обстоятельствам неуемная натура Толика привела к тому, что он собрал под Москвой слет всех любителей авиации, которые сами строили самолеты, в гаражах, в сараях, в деревнях, и устроил выставку, которая прогремела, и даже зарубежные журналисты на этом деле «паслись».
Потом его опять обвинили в неполномочных действиях, так как все было сделано без разрешения, по-партизански. После этого он оказался на Дальнем Востоке, в КБ Сухова, а еще позже – в Краснодарском крае. Там, в станице Прочноокопской, он организовал свой аэроклуб, в котором учил летать всех желающих.
К сожалению, в один из таких полетов Толя погиб. Он прожил жизнь так, как хотел, и это достойно уважения».
Он не мог не летать
При обкатке двигателя летательного аппарата на хуторе Даниловка в Донецкой области произошла авария, в результате которой Анатолию Балуеву оторвало кисть правой руки, но, даже несмотря на инвалидность, он сумел вернуться в небо, потому что был человеком, который не мог не летать.
Собственноручно сконструировав протез, он провел в полетах еще 28 лет – выполнял абракадабру, горизонтальную восьмерку и другие фигуры высшего пилотажа. Продолжал обучать влюбленных в небо молодых спортсменов и до последнего вдоха, в прямом смысле слова, оставался на высоте. Ведь только там, в вышине, удавалось обрести самого себя.
К сожалению, как было сказано ранее, один из полетов оказался роковым. В январе 2002 года, поднявшись в воздух, он не сумел вывести самолет из штопора и разбился на аэродроме станицы Отрадная.
В настоящее время клубом имени Анатолия Балуева «Воэлла» руководит его дочь Жанна.
Анна ЧУДИНОВА